04.12.2007 04:25
    Рубрика:

    Под видом страховых брокеров в ЮФО работают обычные агенты

    Под вывеской страховых брокеров в ЮФО работают обычные агенты
    В Южном федеральном округе нет ни одного официально зарегистрированного страхового брокера. По крайней мере, нет компаний, которые получили соответствующую лицензию и внесены в реестр Росстрахнадзора.

    С 1 июля федеральный закон обязал страховых брокеров лицензировать подобную деятельность. Тем не менее, ни одна из компаний в ЮФО соответствующей лицензии до сих пор не получила. Кстати, округ является единственным в России, где нет брокеров.

    Еще накануне вступления в законную силу положения о лицензировании прогнозировалось резкое сокращение количества брокеров, а точнее, их "превращение" в страховых агентов. В ЮФО как раз так и произошло. Во всяком случае, многие компании, сохранив вывеску страхового брокера, по сути работают как агенты. Возникает закономерный вопрос: зачем им позиционироваться в качестве брокеров и чем они, собственно, отличаются от агентов, а самое главное, какая разница страхователю, к какому посреднику обращаться?

    Цель страхового агента - продать полис своей компании и получить за это комиссионные, поэтому и информацию страхователю он предоставляет дозированно. Проще говоря, рассказывает о тех условиях страховщика, которые показывают его в выгодном свете.

    Задача же брокера - предложить клиенту самые выгодные для него условия, дав полную картину рынка. При этом он ведет договор в течение всего периода страхования и содействует в получении выплат и урегулировании убытков при наступлении страховых случаев. Поэтому в штате таких компаний, как правило, есть юристы и свои страховые комиссары. Соответственно, и задача лицензирования - сделать рынок страховых посредников более дисциплинированным и прозрачным, чтобы на нем были игроки, на самом деле отстаивающие интересы страхователя, а не страховщика.

    Страхование при участии брокеров - общепринятая мировая практика. На Западе подавляющее большинство договоров страхования с юридическими лицами заключается именно при их участии.

    В России же сама эта услуга пока не особо востребована. Хотя руководителям предприятий она могла бы очень пригодиться: оценить риски своей компании и верно разместить их у одного из страховщиков лучше всего с помощью профессионала. По мнению директора посреднической организации Сергея Пасикова, пока востребованность страховых продуктов у российского бизнеса довольно низкая:

    - Это связано с тем, что предприниматели практически ничего не знают о продуктах, предназначенных для удовлетворения их потребностей. Страховые услуги для этого сегмента довольно сложные, и даже в самих компаниях не всегда есть специалист, который внятно может рассказать о продукте. Тем более что трудозатраты на заключение такого договора намного больше, чем, например, по тому же автострахованию, а сумма комиссии ниже. Несмотря на это, у данной ниши большой потенциал, и его непременно будут развивать все страховые компании.

    Не менее полезны услуги брокеров и для частных лиц. Вот только один пример: сейчас стремительно развиваются ипотечное и автострахование, ведь заемщик просто не может получить кредит, предварительно не застраховав машину или жилье. Вместе с тем, далеко не во всех компаниях делают акцент на условиях страхования, и нюансы клиенты узнают только при наступлении страхового случая. Да и о правах клиента страховщик, как правило, не распространяется, предоставляя потребителю разбираться самому. Злоупотребляют неосведомленностью клиентов и некоторые банки, рекомендующие застраховать залог в какой-то определенной компании. И никто не говорит о том, что клиент имеет право выбора одной из аккредитованных при банке страховых компаний. Вот здесь и пригодились бы услуги брокера, который не заинтересован в продвижении одной определенной компании, так как его доходы не зависят от комиссионных одного страховщика. И наряду с количеством заключенных договоров и суммой собранных премий она зависит еще от качества обслуживания клиентов.

    В деятельности брокеров заинтересованы и сами страховщики. Заместитель директора по страхованию регионального подразделения одной из страховых компаний Анна Шевердяева считает, что работать со специалистами, которыми, по существу, и должны являться брокеры, удобно и выгодно: страховщик может сэкономить на собственном штате, переложив многие функции на плечи брокера.

    Так почему же при всей этой привлекательности брокеры бездействуют? Как заметил один из собеседников "РГ", зачем тратить время и деньги на получение лицензии, если можно работать агентом сразу нескольких компаний, создавая иллюзию брокерских услуг. К тому же страхователя еще нужно приучить платить за услуги брокера, а агенту страховщик всегда комиссионные заплатит. Вот и получается: агентом быть сегодня проще и выгоднее.

    Сами же посредники считают, что их работе в этом направлении мешает пассивность и неразборчивость самих потребителей, которые и в самом страховании-то пока не особо хорошо ориентируются. И еще, пожалуй, их недоверие.

    - Активность страховых брокеров тормозит отношение страхователей. Ведь наши люди не избалованы сервисом, и считают, что, обратившись к брокеру, они переплачивают. А в действительности происходит обратное. Но конкуренция со временем вытеснит таких посредников, - считает Сергей Пасиков.

    Перспективы посреднических услуг на страховом рынке многие видят в узкой специализации своей деятельности и индивидуальном подходе к каждому потребителю. Ведь быть специалистом абсолютно в каждом виде страхования довольно сложно, но при этом добиться качественной работы и заинтересовать клиента можно только разбираясь во всех тонкостях страховых продуктов. Поэтому в работе посредников, равно как и самих страховых компаний, будут выделяться профилирующие направления.

    Мнение

    Андрей Козлов, руководитель дирекции по выплатам и правовым вопросам ростовского филиала страховой компании:

    - Видимо, процедура лицензирования сегодня не особо привлекательна для брокеров, вот они и решили оставить за собой только агентские функции. Имя же сохраняют, скорее всего, для статуса: работать со страхователем, декларируя защиту его интересов, более престижно. Да и получив в перспективе лицензию (если такие планы у компании есть), организация может смело заявлять о своем длительном присутствии на рынке.