Путь к "Большому Владивостоку" лежит через скоростную железную дорогу

Задача, поставленная губернатором, о создании скоростной железнодорожной магистрали невыполнима без серьезных инвестиций.

Высокоскоростное железнодорожное сообщение необходимо для реализации амбициозного плана "Большой Владивосток", согласно которому Владивосток, Артем, Уссурийск, Большой Камень и Находка в ближайшие годы должны объединиться в единый мегаполис.

Один из шагов - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Владивосток-Артем-Уссурийск. По задумкам, новая дорога позволит экономически объединить три города и создать городскую агломерацию на юге Приморья с населением более миллиона человек, что будет способствовать экономическому развитию юга Приморского края. Проект задуман еще и потому, что все больше жителей южного Приморья стали ездить на работу во Владивосток, а время на дорогу - важный социальноэкономический показатель.

Первой должна стать скоростная дорога от Владивостока до Уссурийска, второй - от краевого центра до Находки, завершающим этапом - скоростная дорога до Хабаровска. Предварительный проект предусматривает, что приморцы смогут добираться из Уссурийска во Владивосток и обратно в течение одного часа (сейчас - за три часа), что позволит людям жить в одном городе, а работать там, где выгоднее и перспективнее.

О том, что пока не ясно, как обеспечить плановые показатели на существующей инфраструктуре железнодорожники доложили губернатору прямо в вагоне электрички, где было назначено совещание. Пошатываясь от крутых поворотов вагона и держась за поручни, специалисты рассказывали, что самый сложный участок - от Владивостока до Угольной. На нем более 60 процентов пути приходится на повороты, и сегодня средняя скорость на них не превышает 90 километров в час. Только на то, чтобы увеличить ее до 120 километров в час, требуется порядка 30 миллиардов рублей. Но с учетом остановок на станциях время в пути до Уссурийска все равно займет больше часа.

Новая дорога позволит экономически объединить три города и создать городскую агломерацию

- За полгода вы так ничего и не сделали, - возмутился Сергей Дарькин, глядя на схему движения электричек. - Вы рассказываете мне про чисто технические детали, но все это малоинтересно. До нового года мы должны подписать соглашение о строительстве. Базовые параметры остаются неизменными - час от Владивостока до Уссурийска, 20-25 минут до Артема. Раз эти параметры трудно обеспечить на существующей дороге, значит, надо строить новую магистраль. Аналогичный проект должен быть выполнен и для трассы Владивосток-Находка.

По мнению губернатора, стоимость проекта - дело вторичное. Железнодорожники должны предоставить законченный проект, а потом уже начнется поиск необходимых средств. "Пусть проект обойдется хоть в 100 миллиардов рублей. Докажите, что без этих денег дорогу не построить, а источники финансирования мы найдем", - заявил Сергей Дарькин.

Уверенность губернатора в том, что "деньги - не проблема", изумляет. Не понятно, кто будет оплачивать этот грандиозный проект. Ведь если строить полностью новую магистраль, то дороги до Уссурийска и Находки как раз обойдутся в суммы порядка сотен миллиардов рублей. Простая аналогия - проект строительства высокоскоростной трассы Москва-Нижний Новгород на основе японских технологий оценивается в 300 миллиардов рублей, при протяженности в 400 километров. В нашем случае ориентировочная протяженность будет не намного меньше, но рельеф в Приморье куда как сложнее.

О том, что не все так просто, говорит хотя бы такой факт. В феврале этого года представители минтранса России уже предлагали японским компаниям принять участие в проектах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, в частности, в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Владивосток-Хабаровск, но особого энтузиазма потенциальные инвесторы не проявили. И не удивительно - население Приморья продолжает сокращаться. Так что, будет ли кому ездить по скоростным дорогам через несколько лет, неизвестно.