Выполняя указание правительства области, муниципалитеты подобрали помещения для открытия вытрезвителей. Однако ряд вопросов остается не решенным.
Осторожно - пациент!
После того, как в 1999 году по инициативе прежнего регионального руководства в Саратовской области были ликвидированы все медицинские вытрезвители, вопрос об их возрождении поднимался неоднократно. Дело в том, что закрытие "центров отрезвления", где массово нарушались права их клиентов, породило новые проблемы, о возможности которых тогда догадаться не сумели.
Самая главная из них - куда все-таки девать пьяных? Сейчас ими занимаются медики. Но в соответствии с нормативами, в Саратове должно работать порядка 120 бригад "скорой помощи", а реально в наличии есть только 90. Между тем, по данным регионального минздрава, около 10 процентов вызовов в городскую станцию "скорой помощи" приходится на пьяных. Таким образом, "скорой" приходится выполнять несвойственные ей функции - и это при том, что у этой службы и так не хватает ресурсов.
- Сегодня по вызову милиции "скорая" транспортирует пьяного гражданина в больницу, - рассказывает заместитель министра здравоохранения области Дмитрий Кедров. - Но, как правило, такой пациент не нуждается в медицинской помощи. Тем не менее после осмотра врача он продолжает болтаться в приемном отделении, поскольку девать-то его некуда.
Известны случаи, когда такие пациенты бросались на медперсонал приемных отделений, портили больничное имущество. Да и без того они доставляют немало хлопот как медикам, так и нормальным больным, находящимся на стационарном лечении.
Со своей стороны, начальник управления по обеспечению общественного порядка ГУВД области Алексей Галкин отмечает, что каждое третье преступление совершается либо самими пьяными, либо в отношении них. И, как считают правоохранительные органы, это еще один серьезный аргумент в пользу возвращения уже подзабытых населением медицинских вытрезвителей.
- Я далек от идеализации вытрезвителей в том виде, в каком они когда-то существовали, - говорит референт управления областного правительства по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Сергей Великанов. - Тем не менее шансы, что благодаря им выпивший человек в мороз не замерзнет на улице, достаточно велики. А куда сейчас пьяных доставлять? У "скорой помощи" нет никаких стимулов возиться с ними.
Лечить или наказывать?
Другая не решенная до сих пор проблема - юридическая принадлежность вновь открываемых вытрезвителей. В чьем ведении они должны находиться?
В нынешнем году появилась перспектива возрождения "центров отрезвления". Под председательством вице-губернатора Александра Бабичева в правительстве периодически проходили совещания, где обсуждались сроки их открытия. Был определен десяток муниципалитетов (Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Ершов и другие крупные города), которые должны были дать свои предложения по помещениям, пригодным для этой работы.
Дело в том, что сейчас бывшие "трезвяки" заняты в основном другими подразделениями ГУВД. К тому же зачастую это полуподвальные помещения. Между тем в соответствии с современными требованиями медвытрезвитель должен располагаться на расстоянии 50 метров от другого ближайшего здания. В нем должны быть раздельные помещения для содержания мужчин, женщин и несовершеннолетних, душевые, служебные помещения для персонала, комната психологической разгрузки... В среднем под один такой вытрезвитель потребуется 150-200 квадратных метров общей площади.
Выполняя указание областного правительства, муниципалитеты сумели подобрать помещения, вполне удовлетворившие милицию. Но…
- Только для того, чтобы привести новые помещения в божеский вид, потребуется свыше 50 миллионов рублей. Увы, профинансировать эту работу за счет областного бюджета пока возможности нет. Региональную программу усиления борьбы с преступностью - и ту на следующий год секвестрировали почти в два раза, - говорит Сергей Великанов.
Не хотят брать на себя ответственность и медики. По словам заместителя министра здравоохранения Дмитрия Кедрова, их ведомство не имело и не имеет к медвытрезвителям никакого отношения. В них работал медперсонал, но числился он в штате вытрезвителей, которые, в свою очередь, находились в структуре ГУВД.
- Но мы все равно будем продолжать работу по открытию медвытрезвителей, поскольку сегодня наблюдается очевидный рост бытовых преступлений на почве беспробудного пьянства, - заверяет начальник управления ГУВД по обеспечению общественного порядка Алексей Галкин.
Нина Лукашова, уполномоченный по правам человека в Саратовской области:
- Помещение гражданина в медвытрезвитель - это оказание медицинской помощи, а не наказание. Поэтому, для того чтобы вытрезвители отвечали своему предназначению, по моему мнению, они все-таки должны находиться в ведении органов здравоохранения, но не милиции.
К сожалению, сегодня во многих российских субъектах деятельность вытрезвителей идет в разрез с международными стандартами, здесь нередко нарушаются права граждан на свободу, здоровье и жизнь. Практика таких вытрезвителей противоречит и положениям статьи 55 Конституции РФ, устанавливающей, что ограничение прав и свобод может быть введено только федеральным законом, а не каким-либо подзаконным актом ведомственного уровня.
В связи с этим помещение человека в вытрезвитель превратилось в дополнительное, не предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях наказание для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.