Промышленный бум пока лишь усиливает перекосы в развитии уральских территорий

По мнению аналитиков, изменения, произошедшие в последние годы в структуре инвестиций в УрФО, говорят о фундаментальных переменах в экономике округа. Однако для закрепления эффекта и сохранения лидирующих позиций уральским регионам необходима продуманная государственная политика.

Модель не по росту

Валовой региональный продукт Свердловской области на протяжении нескольких лет растет более быстрыми темпами, чем в среднем по России: в 2005 году он увеличился на 9,5 процента, в 2006-м - на 10,1 процента, в нынешнем году, по прогнозам, рост будет не менее 8,6 процента. По словам председателя областного правительства Виктора Кокшарова, это говорит о том, что "экономика Свердловской области переходит от восстановительного роста к новой модели - инвестиционному росту".

Масштабные инвестиционные проекты реализуются в разных отраслях, прежде всего в традиционной для Урала металлургии: строятся новые сталеплавильные производства в Ревде, Березовском; на днях будут введены в эксплуатацию новые производственные мощности по глубокой переработке алюминия в Каменске-Уральском; масштабную реконструкцию титанового производства осуществляют в Верхней Салде... На Среднем Урале формируется автомобильный кластер, создается бронетанковый холдинг; в областное правительство поступило одиннадцать заявок от инвесторов на создание мощностей по производству цемента; ряд проектов будет реализован в агропромышленном комплексе. Огромные средства будут вложены в электроэнергетику. Всего, подчеркнул глава областного правительства, на повестке дня сегодня 290 проектов, которые будут реализованы на 152 предприятиях области. Это портфель инвестиций более чем на 250 миллиардов рублей.

Исследования, проведенные аналитическим центром "Эксперт-Урал", говорят о том, что подобная картина наблюдается по всему Большому Уралу: даже без учета нефтегазовых проектов тюменского севера, на 2006-2010 годы в промышленности Урало-Западносибирского региона запланированы инвестиционные проекты на сумму около 60 миллиардов долларов. Что примечательно, подчеркнул генеральный директор аналитического центра Дмитрий Толмачев, значительно увеличились сроки окупаемости проектов: если в 2005-2006 годах они составляли в среднем 6,2 года, то по вновь запускаемым проектам - 9,9 года. Таким образом, период, на который инвесторы готовы вкладывать деньги (срок реализации плюс срок окупаемости проекта), увеличился до 13 лет. Аналитики оценивают этот факт как фундаментальный сдвиг в экономической системе, делающий ее более устойчивой.

Лидеры не первого сорта

Впрочем, далеко не все аналитики оценивают ситуацию в регионе столь оптимистично. Так, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич свое выступление на конференции в Екатеринбурге, посвященной инвестиционным проектам Большого Урала, определила как "холодный душ" для уральцев: по ее мнению, УрФО оказался в группе сильных регионов главным образом за счет нефтегазовых округов. По объему промышленного производства Свердловская и Челябинская области в 2006 году достигли соответственно лишь 68 и 66 процентов уровня 1990 года. Так что, опустила уральцев на землю московский профессор, у нас еще пока все-таки восстановительный рост. Правда, Тюменская область слегка превысила "довоенный уровень" - на два процента, впрочем, по выражению Зубаревич, "Тюмень - это мыльный пузырь, накачанный ТНК-BP".

Вообще, ситуация в России сегодня такова, что наиболее быстро развиваются крупнейшие агломерации (прежде всего Москва), ресурсные регионы и портовые территории, обладающие выгодным географическим положением и развитой инфраструктурой. При этом дистанция между сильными и слабыми регионами продолжает расти. По оценке Натальи Зубаревич, лишь в десятой части российских регионов ситуацию можно оценить как хорошую, 13 процентов - это те, кого мы "кормили и будем кормить". Но 27 процентов территорий, в числе которых и субъекты УрФО, готовы к экономическому рывку.

В годы реформ уральским областям пришлось особенно тяжело, потому что здесь оказалась очень высокой доля "невостребованной экономики", за счет чего промышленный спад был особенно ощутим. Зато сегодня среди регионов "второго плана" мы вышли вперед и по объему промышленного производства, и по инвестициям на душу населения. "Вы - лидеры и должны возглавить движение регионов, направленное на то, чтобы объяснить это Федерации, - напутствовала уральцев Наталья Зубаревич. - Выстраивая столицу, мы не убиваем регионы. Просто не получается выстраивать сразу все".

Кто заштопает карту России?

Что необходимо сделать для того, чтобы закрепить за собой лидирующие позиции? Прежде всего, преодолеть те негативные факторы, которые мешают уральским регионам в "гонке за лидерами", в том числе издержки внутреннего местоположения. "Сшивайте пространство!" - определяет задачу номер один Наталья Зубаревич. Сделать это можно лишь одним способом - с помощью развития инфраструктуры, что должно стать первоочередной задачей государственной власти.

О том, что недостаточное развитие инфраструктуры становится тормозом роста всей экономики, отмечают сегодня многие. Виктор Кокшаров привел такие цифры: за десять месяцев 2007 года объем промышленного производства в Свердловской области вырос на 10,5 процента, тогда как грузоперевозки по железной дороге - лишь на четыре процента. Непростая ситуация и в электроэнергетике: к 2015 году дефицит в энергосистеме Свердловской области может достигнуть 5000 МВт.

Кроме того, отмечает вице-президент ассоциации  консультантов по подбору персонала Павел Неверов, уже сейчас на Урале существуют "ножницы" на рынке труда, когда потребность предприятий в кадрах превышает количество экономически активного населения. Проблема эта будет усугубляться, и решить ее можно прежде всего за счет увеличения производительности труда, но главное - разработки долгосрочной стратегии по удовлетворению потребности экономики в персонале, причем стратегии соседних регионов должны быть синхронизированы.

Впрочем, последнее утверждение можно полностью отнести к любым другим проектам, призванным обеспечить условия для устойчивого роста и развития экономики в нужном - инвестиционном - направлении. Рецепты от Натальи Зубаревич, которые, по ее словам, "банальны, но ведь работают", таковы: определение федеральным центром рациональных приоритетов пространственного развития, единые правила игры для сильных регионов в налогово-бюджетной политике, инвестиции в федеральную инфраструктуру и поощрение конкуренции регионов вместо протекционизма. А для регионов, помимо развития инфраструктуры, приоритетной задачей должна стать постиндустриальная трансформация агломераций плюс инвестиции в качественное образование, а также поддержка всех форм бизнеса, а не пробивание сверхзатратных проектов советского типа, чем нередко грешат местные власти.

Мнение

Алексей Симонов, заместитель губернатора Курганской области, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики:

- Если мы посмотрим на структуру инвестиций в УрФО, мы увидим, что семьдесят процентов средств идет в сырьевые отрасли и лишь десять процентов - в машиностроение. Когда советское государство сдавало нам свои инфраструктурные решения, оно приближалось по структуре валового внутреннего продукта к уровню стран "золотого миллиарда", где около пятидесяти процентов машиностроения, поэтому сейчас, перевозя огромное количество сырья, наша транспортная инфраструктура не справляется. Конечно, сырьевые отрасли менее эффективны, чем более прогрессивные машиностроение, электроника и информационные технологии. Что привело к такой структуре нашей промышленности? Налоговое законодательство, которое стимулирует приток инвестиций лишь в сырьевые отрасли. Средняя рентабельность по России в машиностроении - восемь процентов, тогда как в нефтехимии и нефтегазе - 32 процента, а в добыче - до 40. Так кто понесет деньги в отрасли, где восемь процентов рентабельность? Государство должно понять, что, не изменив налоговое законодательство, мы и дальше будем усугублять развитие бизнеса в России.