Реформирование лесного хозяйства может аукнуться в преддверии новогодних праздников пустыми елочными базарами.
Или деревцами, срубленными браконьерами. Сегодня "лесные" чиновники должны определить, кто будет отвечать за доставку хвойных красавиц.
На последние недели уходящего года приходится заключительный этап реформирования лесной отрасли, с целью, как говорится в документах, оптимизации структур управления и хозяйствования. Тридцатого ноября окончательно прекратили свое существование сельские лесхозы, а до 15 декабря сложат свои полномочия и лесхозы, в ведении которых федеральные лесные массивы.
Вместо лесхозов создаются лесничества количеством, равным числу районов области за исключением Мышкинского и Некрасовского, которые войдут в Рыбинское и Ярославское лесничества соответственно. Проблема в том, что лесхозы ликвидируют сегодня, а лесничества создадут не завтра. Некоторое время, а это как раз предновогодние дни, у лесов фактически не будет хозяина. Не понятно, кто в этой ситуации будет давать разрешение на рубку непременного атрибута новогодних праздников - зеленой елочки.
- Издержки реформирования, - вздыхает первый заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Владимир Ищериков. - Действительно, проблема с новогодними елками существует. Четвертого декабря мы соберемся коллегиально, чтобы решить, кого после 15 декабря наделить правом давать разрешение на рубку и какими силами обеспечить охрану лесных массивов. Весь штат лесхозов на данный момент - бухгалтеры, подбивающие отчетную документацию, и главные лесничие. В Ярославском лесхозе из 72 лесников не осталось ни одного, все на бирже труда ждут трудоустройства.
Тем не менее, главный лесничий Александр Андросов полон решимости исполнять обязанности, возложенные на него государством.
- В объеме предоставленных возможностей, - уточнил он. - Пока существуем, к нам могут обратиться и граждане, и организации за лесорубочным билетом. Мы и тарифы на зеленый товар утвердили, они остались на уровне прошлого года.
С разрешением Ярославского лесхоза зеленая красавица ростом до двух метров обойдется в 125 рублей частным лицам, которые самостоятельно направятся в лес за елочкой, и в 390 рублей - организациям, 15-метровая ель будет стоить почти девять с половиной тысяч рублей. Вряд ли столь же приемлемы будут расценки у арендаторов лесных наделов, преследующих коммерческую выгоду от лесопользования. Вариант, что им дадут право выписывать лесорубочный билет после ликвидации лесхозов, рассматривают в областном департаменте лесного хозяйства.
Другая проблема: кто встанет на пути нелегальных лесорубов, коих всегда великое множество в лесах перед новогодними праздниками. Начальник отдела государственного контроля и надзора областного департамента лесного хозяйства Валерий Аскритенков сообщил, что готовит приказ лесхозам обеспечить охранные мероприятия в заснеженных лесах. Правда, сознался, что не знает, "кто где остался". На коллегию департамента приглашены представители ГИБДД, на которых традиционно ляжет функция отслеживать "елочные маршруты". Самое большее, что они смогут сделать, это выявить браконьеров, рискнувших транспортировать незаконно добытую ель. А вот схватить занесенную с топором руку лесного вора, по всей видимости, будет некому.