Понимая всю трагичность ситуации, король Бельгии Альберт II поручил своему преданному другу, ныне исполняющему обязанности премьера Бельгии, Ги Верхофстадту в срочном порядке представить предложения по выводу государства из затяжного политического кризиса.
Ему предстоит в течение трех дней выработать план по формированию правительства Бельгии, без которого государство живет уже полгода.
По сути Верхофстадт остается единственной надеждой короля и тех граждан Бельгии, которые не хотят развала страны. Первого декабря кандидат в премьеры Ив Летерм признал невозможность выполнить поручение монарха - сформировать новое правительство. Он сослался на то, что за месяцы переговоров фламандским и валлонским партиям не удалось договориться по ряду вопросов внутренней политики.
"Бельгия и ее жители нуждаются в сильном и энергичном правительстве. Я убежден, что это возможно только после проведения необходимых реформ. Пока невозможно достичь ясной договоренности о содержании этих реформ. А без этого продолжать переговоры несерьезно", - заявил журналистам Летерм.
"Яблоком раздора" между франкоязычными валлонами и фламандцами стало предложение Летерма о предоставлении большей самостоятельности Фландрии.
Он предложил отказаться от действующей государственной практики, согласно которой прерогатива решать, какие полномочия могут иметь регионы, принадлежит федеральному правительству и парламенту Бельгии. Оба этих института, по мнению Летерма, до выборов возглавлявшего правительство Фландрии, должны находиться "на службе" у региональных властей.
Но главной причиной нынешнего кризиса стала неспособность фламандских и валлонских политиков договориться о степени административной и экономической самостоятельности их регионов.
Фландрия как более экономически развитая стремится оставлять больше денег в местном бюджете. Тогда как валлонцы опасаются, что это приведет к перераспределению государственных средств и в конечном итоге к разделу государства.
Кстати
Политические споры сопровождаются в Бельгии активным ростом сепаратистских настроений среди фламандцев, что дало СМИ и политикам повод говорить об угрозе территориального раскола страны на Фландрию и Валлонию. Эксперты считают, что Верхофстадт вряд ли справится с сепаратизмом. Кроме поддержки короля, у него нет других рычагов влияния на фламандских и валлонских политиков.
Сомнительно также, что его идея о проведении досрочных парламентских выборов принесет положительные результаты. Ведь за прошедшие полгода многие избиратели лишь укрепились в своих симпатиях к националистам.