Россия приветствует расширение сотрудничества Ирана с МАГАТЭ

Вчера в центре внимания мирового сообщества вновь оказалась ядерная программа Ирана. Президент Владимир Путин вел переговоры на эту тему сразу на двух направлениях: по телефону с президентом США Джорджем Бушем и в Ново-Огареве с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили.

Утром вторника в мире подробно изучали свежий доклад Национальной разведки Соединенных Штатов Америки относительно ядерной программы Ирана. Он гласил: Иран прекратил разработку ядерного оружия еще в 2003 году. Вчера же в Москве серию переговоров проводил секретарь ВСНБ Ирана Саид Джалили. Вечером ему предстоял визит в загородную резиденцию российского лидера.

Владимир Путин в свою очередь до приезда иранского представителя успел провести 40-минутный разговор с главой США по инициативе последнего. "В ходе беседы обсуждались вопросы, связанные с иранской ядерной программой", - предельно коротко сообщил он, добавив, что в поле зрения лидеров попал и Ближний Восток.

Президент США Джордж Буш оказался немногим более многословен. Он сообщил, что обсудил с Путиным содержание новых разведданных, а также то, какую позицию займет Совбез ООН, если Тегеран не прекратит обогащение урана. "Иран имеет суверенное право на программу развития мирной атомной энергетики, - поддержал Буш российскую позицию. - При этом они не имеют нашего доверия в том, что они могут обогащать уран". Однако американский лидер заверил, что ему по-прежнему по душе российская идея о снабжении Ирана ядерным топливом при условии возвращения обратно поставщику отработанного топлива.

"Очень приятно отметить, что ваша страна активизировала контакты с МАГАТЭ, - заявил президент Владимир Путин, принимая позднее Саида Джалили. - Мы приветствуем расширение сотрудничества Ирана с МАГАТЭ и рассчитываем, что все программы в ядерной сфере будут открытыми, транспарентными и будут проходить под контролем этой организации".

Российский лидер с удовольствием подчеркнул, что контакты Москвы и Тегерана в последнее время активизировались, причем практически по всем направлениям. Он вспомнил прошедший в октябре саммит прикаспийских государств, который оказался успешным в деле продвижения сотрудничества.

Саид Джалили назвал тегеранский саммит поворотным пунктом в отношениях двух стран.

В ходе встречи глава Высшего совета национальной безопасности более подробно рассказал Владимиру Путину о том, какие вопросы МАГАТЭ уже решены со стороны Ирана и что еще предстоит сделать Тегерану на этом направлении, чтобы успокоить мировое сообщество. "В планах Ирана закрыть оставшиеся несколько тем в течение самого ближайшего времени", - сообщил по окончании переговоров участвовавший в них глава российского МИД Сергей Лавров.

Кстати

Владимир Путин принял у себя президента ВТБ Андрея Костина и пообещал помочь в обеспечении ликвидности российского банковского сектора. Давая по просьбе главы государства оценку на мировом и российском банковских рынках, Костин отметил, что на рынке США и Западной Европы наблюдаются кризисные явления. "Многие ведущие западные банки несут убытки", - сказал он. На этом фоне российскому банковскому сектору, правда, удается демонстрировать стабильность - предпринимаемые правительством и Центробанком меры дают результат, считает Костин.

- В общем, у них все плохо, а у нас все хорошо, - заметил Путин.

- У нас все нормально, - подтвердил Костин.

Между тем оптимизм оказался сдержанный. Глава ВТБ был вынужден признать, что российские банки нуждаются в дополнительной долгосрочной ликвидности. Раньше этот вопрос решали за рубежом - сейчас этот вариант дороговат и труден. В связи с этим, подчеркнул Костин, российские банки заинтересованы в заимствованиях внутри страны и рассчитывают на помощь правительства.

Владимир Путин заверил, что кабинет министров и ЦБ предпримут шаги в этом направлении: "Правительство и Центробанк готовы поддержать отечественные банки, но делать это надо аккуратно, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность".