05.12.2007 04:47
    Поделиться

    Создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования

    О новых способах решения финансовых и кадровых вопросов корреспонденту "РГ" рассказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин.

    Российская газета: Уважаемый Верховный муфтий, с какой целью создана новая структура?

    Талгат Таджуддин: Основная цель нового объединения - поддержка деятельности мусульманских религиозных организаций, исламских учебных заведений, прессы, издание просветительской литературы.

    Предполагается, что Фонд будет оказывать поддержку студентам, обучающимся в России и за границей. Кроме того, он выступит центром сбора зарубежной помощи мусульманским организациям, чтобы потом направлять средства по назначению. Ведь не секрет, что иногда под прикрытием ислама финансируются экстремисты.

    Учредителями организации являются Совет муфтиев России, религиозная организация "Международная исламская миссия", ЦДУМ, Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Всероссийская общественная организация "Ал-Хак". Председателем попечительского совета мы выбрали президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова. В этом году ожидается около 200 миллионов рублей пожертвований, 95 процентов из которых будут направлены на гуманитарные благотворительные гранты.

    Возвращаясь к вопросу подготовки кадров, хочу сказать, что очень важно проводить обучение специалистов именно в России, ведь наша страна имеет многовековые корни ислама. А после этого наиболее достойные будут направляться за рубеж. Кстати, сегодня от ЦДУМ около 30 студентов обучаются в Каирском богословском университете "Аль-Азхар".

    РГ: В декабре миллионы паломников съедутся в Мекку на хадж. Будут ли какие-либо изменения в организации этого важнейшего обряда ислама у нас в стране или в Саудовской Аравии?

    Таджуддин: С каждым годом число паломников из России в Саудовскую Аравию увеличивается приблизительно на 20 процентов. Если в начале девяностых в Мекку отправлялось около трех тысяч человек, то в этом году туда прибудут более 26 тысяч человек, в том числе примерно 400 - из Башкортостана. Отмечу, что 80 процентов российских паломников - жители Северного Кавказа. Большую роль в организации паломничества играет специальная комиссия при правительстве - Совет по хаджу, в состав которого входят все исламские религиозные организации России. За последние два года произошли разительные изменения в условиях проживания наших паломников в Мекке и Медине. Сейчас россияне отдыхают не на полу в огромных комнатах, а в более цивилизованных условиях. Помещения и автобусы оборудованы кондиционерами, идет работа по улучшению других бытовых удобств. Кроме того, вводится единая форма для паломников из разных стран, чтобы люди издалека узнавали своих земляков. С этого года введено страхование паломников.

    В Саудовской Аравии строится многоуровневый мост на месте символического побивания дьявола камнями, где почти ежегодно страдали люди. Хочу сказать, по шариату каждая группа паломников может направлять своего представителя, который выполнит обряд за всех. Не надо создавать кошмарное столпотворение.

    РГ: Муфтий-хазрат, Россия стала наблюдателем в организации "Исламская Конференция". Как вы прокомментируете это событие?

    Таджуддин: С ОИК у нас давние связи. То, что Россия принята членом-наблюдателем этой структуры, будет способствовать более тесному сотрудничеству страны со всем исламским миром. Не говоря уж о взаимодействии с республиками бывшего Советского Союза, полноценными членами организации - Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Азербайджаном. И не только в религиозном плане, но и в культурной сфере, экономике и политике. Сейчас мы надеемся зарегистрировать наш Фонд в организации "Исламская Конференция", что также будет способствовать духовно-нравственному возрождению россиян, помощи мусульманским организациям.

    РГ: Как воспринимает исламский мир усиление России?

    Таджуддин: Как нормальный процесс. Не может быть однополярного мира. Даже у земного шара два полюса - северный и южный. Тем более что у нас общие цели противостояния экстремизму и терроризму. Наша страна представляет добрый пример мира и согласия в отношениях между народами и различными традиционными конфессиями, имеет многовековой опыт мирного сотрудничества цивилизаций.

    РГ: Муфтий-хазрат, чем сегодня живут маленькие приходы на местах?

    Таджуддин: К осени 2007 года в Министерстве юстиции России было зарегистрировано около 1600 мусульманских общин. Еще 800 незарегистрированных действуют как религиозные группы. Почти у всех приходов есть мечети. Достаточно сказать, что в этом году только в Башкортостане открылось почти 20 храмов. Но ощущается острый недостаток имамов. За последние 15 лет мы подготовили более тысячи служителей ислама, и подавляющее большинство из них работает, но нехватка кадров еще долго будет ощущаться.

    Имамы готовятся в нескольких исламских университетах - в Казани, Москве, Северном Кавказе, Уфе. Последний имеет филиалы в Ульяновске, Оренбурге, Астрахани. Недавно открылся филиал в Челябинске, ожидается презентация в Санкт-Петербурге. Надеемся, что в решении кадрового вопроса, как я уже говорил, большую помощь окажет и Фонд. Также на последнем собрании в Межрелигиозном Совете мы подняли вопрос о государственной аккредитации религиозных учебных заведений. Идея получила самый хороший отклик. Недавно успешно прошло первое чтение соответствующего законопроекта. При положительном решении вопроса выпускники духовных учебных заведений будут получать аттестаты и дипломы, которые будут признаны государством.

    Возвращаясь к жизни приходов… Большинство мечетей находится в сельских общинах. Храмы строятся с большим энтузиазмом, но содержать их прихожанам не всегда по силам. Решение подобных проблем требует усилий со стороны всего общества. К счастью, закрытых мечетей нет. Но в некоторых местах в зимнее время храмы открываются только на праздники.

    РГ: Буквально несколько недель назад мусульманам города Касимов Рязанской области вернули здание медресе. Часто ли происходят такие события?

    Таджуддин: Большинство зданий мечетей, которые были отобраны в советские времена, уже обрели свой прежний статус. Хотя возвращать, можно сказать, уже нечего, потому что в 20-30-х годах прошлого века более 14 тысяч мечетей оказалось разрушено. Инициаторами возвращения, как правило, выступают общины на местах. Но процесс требует большого количества согласований. Отрадно, что и в Уфе мусульмане вновь обрели здание медресе "Галия", где теперь располагается Российский Исламский университет при ЦДУМ. Сегодня идет его реставрация.

    Талгат Таджуддин: Мусульмане России надеются решить насущные проблемы исламского сообщества с помощью меценатства.

    Поделиться