Почти треть объектов в Ростовской области возводится незаконно

Если в 2004 году 70 процентов объектов, строящихся на территории области, не имело на то необходимых разрешительных документов, то сегодня этот показатель уменьшился до 35-38 процентов.

Об этом рассказал корреспонденту "РГ" руководитель региональной службы государственного строительного надзора Виталий Власов.

Российская газета: Виталий Владимирович, в донской столице бум строительства. Нередко возведение крупного объекта приостанавливается, если не в порядке разрешительные документы. Помогает ли такая принципиальность бороться с нарушителями?

Виталий Власов: Печально известный случай, когда пришлось закрыть до устранения недоделок уже открывшийся было крупный торговый комплекс, стал в этом году прецедентом. Другие нарушения все чаще получается пресекать в самом начале строительства. Застройщик гигантского комплекса, получив разрешение местной администрации на рекультивацию земель под застройку, заранее был предупрежден органом надзора о том, чтобы он не начинал строительно-монтажные работы без получения разрешения на строительство. Нетерпеливые инвесторы, игнорирующие процедуру оформления разрешений и уже начавшие забивать сваи, наказаны штрафами, а работы все равно приостановлены. Так что теперь, помимо хлопот прямого назначения, у таких застройщиков новая головная боль - разбирательства в арбитражном суде.

Кстати, с фанфарами открывшийся в прошлом месяце торговый комплекс также имел проблемы с госстройнадзором на начальной стадии строительства.

РГ: Ситуации с самовольными застройщиками у всех на слуху, пресса рассказывает обо всех выявленных случаях. Это удар по репутации. Почему все равно строят без документов?

Власов: Причину я вижу в менталитете, который складывался 15 последних лет. Люди, которые приходят в регион с деньгами, считают, что можно делать так, как они работали вчера, когда власть была ограничена в инвестициях, бюджетное финансирование и объемы строительства - минимальны. И законодательной базы не было - ни, собственно, самой службы государственного строительного надзора, которая теперь предметно занимается реализацией требований законодательства.

РГ: А может, дело еще в правовой неграмотности, отсутствии наглядного регламента всех действий застройщика?

Власов: Незнание законов, как говорится, не освобождает от ответственности. Все, что касается застройщиков, прописано и в Градостроительном кодексе, и в федеральных правовых документах. Другое дело, что это длительный процесс, и некоторым неохота заниматься долгими процедурами. После оформления правоустанавливающих документов на земельный участок разрабатывается градостроительная документация и начинается проектирование, выдача техусловий - это полгода как минимум, потом экспертиза 45-60 дней. Потом другие вопросы, корректировки, разрешение на строительство - все это отнимает около года. А инвестору это невыгодно, он получил землю, и ему надо получить прибыль.

РГ: Длительный цикл оформления разрешения тоже проблема.

Власов: Да. И над этим областные власти сейчас работают. По поручению губернатора области создается система работы с застройщиками. Специальная рабочая группа будет заниматься конкретно проблемными застройщиками, будет в курсе всех возникающих у него сложностей, в том числе организационно-технических и правовых, связанных с законодательными неувязками (если, например, дом начинал строиться еще до вступления в силу новых норм). Таким образом, властные органы смогут корректировать свои действия, чтобы обеспечить нормальные условия для подготовки к строительству.

РГ: В поле зрения госстройнадзора - крупные объекты социального назначения, жилье, промышленные предприятия. Но наиболее громкие дела - по приостановке деятельности фирм, ведущих строительство крупных торговых центров. Почему к ним особое внимание? Те же больницы строятся без нарушений.

Власов: Согласно Градостроительному кодексу, особо сложные, уникальные, опасные объекты находятся под пристальным вниманием федерального органа Ростехнадзора. Хотя по предписаниям и обращениям органов прокуратуры, милиции имеем право рассматривать и принимать постановления по любым строительным нарушениям - например, без разрешения строится магазин. Нас, как государственный орган, беспокоит прежде всего безопасность сооружения. А без документов, подтверждающих надежность строительных конструкций, пожарных систем, говорить не о чем. Ведь речь идет о тысячах человек, которые придут в огромный центр за покупками или на отдых.

Строительство или реконструкция больниц, детских домов, как и других бюджетных зданий, проводится исключительно по конкурсу. Конкурсы не могут проводиться, если нет разрешительных документов на строительство, поэтому с этой стороны нарушений практически нет. Частные фирмы работают по-другому: сами нанимают подрядчиков, сами начинают строить.

Мы выдаем заключение о соответствии проекту и нормативным требованиям, после чего застройщик получает разрешение на ввод здания в эксплуатацию. И мы несем уголовную ответственность наравне с подрядчиком. Сегодня эта ответственность законодательно на несколько порядков выше, чем раньше. Здания проверяются не выборочно, а системно. Должностные лица закрепляются приказами за объектами, собрана информационная база данных. Сейчас всего по области 1300 объектов находятся в этой базе под надзором.