Малые города и села Волгоградской области получат рейтинг развития

Власти региона намерены составлять рейтинг городов и районов Волгоградской области и наиболее успешных поддерживать дотациями из областной казны.

Исполнительная власть региона предложила оценивать работу органов местного самоуправления по нескольким десяткам критериев и по совокупности начисленных баллов определять десятку победителей. Города и районы, показавшие лучшие результаты, власти региона обещают премировать дотациями из областной казны. Распределять их намереваются по специальной формуле. Финансовая подпитка для местного самоуправления уже нашла отражение в трехлетнем бюджете области. На эти цели ежегодно планируется выделять по 50 миллионов рублей. Решать, как потратить дополнительные средства, города и веси будут самостоятельно в рамках собственных бюджетов.

Идея эта - своего рода калька федеральной инициативы: недавно центр также ввел систему оценки субъектов РФ, поощряя показавших лучшие результаты. Разумеется, такая схема имеет право на жизнь и на областном уровне. Местное самоуправление в регионе только набирает силу, и финансирование многих обретенных полномочий пока оставляет желать лучшего. Так что такая помощь совсем не лишняя. Практически все депутаты поддержали инициативу чиновников, но тем не менее законопроект вызвал бурные дискуссии. И прежде всего возникли вопросы к самому названию документа. Ведь, по мнению парламентариев, получается, что в предложенной редакции проект всего лишь оценивает работу муниципалитетов, но не стимулирует их и не побуждает к лучшей работе по сбору налогов и поиску дополнительных доходов. К тому же в предлагаемой методике оценки территорий уже изначально заложен необъективный подход. Работу всех муниципалитетов предлагается рассматривать по единому перечню показателей, независимо от объема осуществляемых полномочий. Между тем очевидно, что в городах, например, промышленность, сфера торговли и услуг развиты гораздо лучше, чем в сельских районах. Следовательно, и социально­экономические показатели, и их динамика значительно разнятся. В итоге может получиться, что в десятку лучших пробьются только городские округа.

Перекос наблюдается и в уравниловке различных показателей. Одинаковое количество баллов можно получить как за "обеспечение населенных пунктов питьевой водой надлежащего качества", так и за "количество посещения киносеансов". Кино, конечно, самое важнейшее искусство, но без воды, как известно… Аудиторы контрольно-счетной палаты считают, что приоритеты все­таки необходимо расставить: количество показателей целесообразней подсократить, а вот количество отрицательных и положительных баллов, по которым оцениваются достигнутые результаты, необходимо увеличить.

В проекте есть и другие "узкие места", и в нынешнем виде по некоторым параметрам он даже противоречит федеральному законодательству. 131-м ФЗ определено: полномочия органов местного самоуправления на всех уровнях осуществляются самостоятельно. И глава района в иных случаях не указ коллеге из поселка. А сейчас получается так, что фактически районы будут оцениваться с учетом деятельности поселений, которые формируют и наполняют свои бюджеты самостоятельно. Для того чтобы стимулировать последние к лучшей работе, логично ввести систему оценок и на районном уровне и распределять дотации между лучшими сельскими поселениями. Тогда и поселки заработают лучше, и у районов показатели повысятся. Так что поле для законотворческой деятельности преогромное.

По итогам голосования документ не принят и возвращен в областную администрацию. По мнению некоторых депутатов, предложенный проект целесообразно также отправить на юридическую экспертизу в прокуратуру или в органы юстиции, а также еще до вынесения на первое чтение обсудить его с муниципалитетами. Для которых, собственно, и писался этот закон.

Компетентно

Александр Дорждеев, вице-­губернатор, председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области:

- Этот законопроект направлен на поощрение именно тех муниципальных образований, главы которых добились реальных успехов в решении вопросов местного значения и улучшения качества жизни населения своих территорий. Стимулируя их таким образом, мы одновременно решаем и другую актуальную задачу - эффективного расходования бюджетных средств. Принятие подобного закона необходимо региону. Его можно рассматривать как первый шаг Волгоградской области на пути к бюджетированию, ориентированному на конечный результат.

Виталий Лихачев, председатель Волгоградской областной думы:

- В регионе идет становление местного самоуправления. Областная власть заинтересована в его развитии, поэтому и был подготовлен этот законопроект. Депутаты убеждены, что стимулирование территорий необходимо. На это в областном бюджете предусмотрены средства. Но вот по каким критериям оценивать работу? Об этом сейчас идут споры. Сегодня в профильный думский комитет поступают предложения из муниципальных образований. Думаю, что в ближайшее время этот закон будет принят с учетом мнений "с мест".