Развитие частного здравоохранения и раньше шло ни шатко ни валко. С появлением нацпроекта "Здоровье" его перспективы стали и вовсе туманными.
Если в первые постсоветские годы споры о пользе конкурентных моделей хозяйствования еще продолжались, то сейчас, применительно к экономике в целом, сомневающихся осталось мало. Считается нормальным, что рыночные отношения присутствуют в производстве, сфере услуг, даже в образовании.
Однако в медицине идею о допустимости свободного соперничества за кошельки пациентов разделяют далеко не все. Более того, при формально закрепленном в законодательстве праве на существование частников от здравоохранения на практике перспективы их выглядят не слишком оптимистично. "РГ" провела собственное расследование положения дел в частной медицине Ставрополья и Кабардино-Балкарии.
Стоматологи начинают и выигрывают
Данные, полученные из регионального управления Росздравнадзора и краевого комитета по статистике, разноречивы. Если первые измеряют количество лицензированных медицинских частников сотнями, то вторые насчитали по региону всего 49 негосударственных лечебных учреждений, включая санаторно-курортные. Впрочем, в крайкомстате честно признают, что статистика их неполна - дело в недисциплинированности руководителей учреждений, не спешащих информировать о своей работе ведомство.
Однако и Росздравнадзор, и комитет статистики сходятся в одном - среди работающих в крае частных кабинетов и клиник абсолютное большинство составляют стоматологические.
- Исторически сложилось так, что основная часть стоматологических услуг всегда была платной, именно поэтому врачи этой специальности наилучшим образом вписались в новый экономический ландшафт, - объясняет сложившееся положение Александр Долгалев, создатель одной из крупнейших негосударственных клиник в регионе.
По мнению Долгалева, за прошедшие пятнадцать лет российской стоматологии удалось практически полностью ликвидировать 50 - 70-летний разрыв в применяемых технологиях именно за счет частников. Конкурируя друг с другом, врачи создали развитый рынок услуг, в результате чего выиграла вся отрасль. Этот рецепт, уверен Долгалев, применим и к здравоохранению в целом - вызывающее многочисленные нарекания качество медицинских услуг исправить можно, развивая негосударственные хозрасчетные учреждения.
Между тем оптимизм руководителя ассоциации частных медиков не спешат разделить в профильном государственном ведомстве. По словам замруководителя краевого управления Росздравнадзора Светланы Кечеджиевой, жалобы на частных стоматологов от граждан сыплются постоянно, а государственные поликлиники такого недовольства пациентов не вызывают.
Опасная свобода
В другой отрасли медицины - дерматовенерологии - дороговизна услуг и отсутствие контроля привели к тому, что в крае пышным цветом расцвели десятки частных венерологических кабинетов. Однако избавления от застарелых проблем это не принесло, а скорее добавило новых.
Многие частники обещают своим пациентам практически моментальную диагностику и почти такое же скорое излечение от всех "нехороших" болезней. Итогом подобной "экспресс-терапии" становятся осложнения, связанные с переходом заболеваний в затяжные, хронические формы, грозящие бесплодием и импотенцией.
- Многие такие кабинеты не имеют лицензии на лечение, им разрешено только проведение диагностики, - говорит замглавврача краевого кожно-венерологического диспансера Виктория Семенова, - тем не менее их специалисты назначают какие-то препараты, дают рекомендации, разумеется, не безвозмездно, а поймать за руку их сложно.
Частники-венерологи несут значительную долю ответственности за сохраняющийся высокий уровень заболеваемости. Например, в крае сейчас на каждые сто тысяч жителей приходится тридцать четыре больных сифилисом, в то время как в советские годы эта цифра была в восемь раз ниже.
Ситуация осложняется тем, что в аптеках свободно продаются любые антибиотики. Более того, еще несколько лет назад на аптечных киосках легко можно было встретить подробные схемы лечения венерических болезней, а провизоры с удовольствием консультировали покупателей о том, какие именно сильнодействующие препараты лучше применять для самолечения. Сейчас наглядная агитация исчезла, но любителей давать добрые советы по-прежнему достаточно.
По мнению Семеновой, цивилизовать стихийный рынок венерологической помощи можно, отрегулировав законом взаимоотношения врача и аптеки. Антибиотики, по примеру наиболее развитых стран, необходимо вывести из свободной продажи и отпускать только по назначению специалиста - это и возможности для самолечения ограничит, и ответственность докторов за выписку рецептов повысит.
Перекосы от безденежья
Между тем обозначенные проблемы характерны не только для ставропольской медицины. В кавказских регионах положение коммерсантов от здравоохранения тоже неоднозначно.
В Кабардино-Балкарии из 324 лечебных учреждений 53 находятся в частных руках. В прошлом году управлением Росздравнадзора по КБР была выдана 21 лицензия на медицинскую деятельность, семь из них - на индивидуальное предпринимательство в данной сфере. За девять месяцев текущего года эти показатели составили 68 и девять соответственно.
Как рассказала "РГ" заместитель руководителя управления Светлана Расторгуева, основная проблема в развитии частной медицины довольно прозаична - отсутствие денег.
- Зачастую у врачей, ведущих частную практику, нет средств на развитие своего дела: закупку нового оборудования, внедрение новейших технологий, расширение спектра предлагаемых услуг. Вместе с тем это один из показателей того, что времена, когда во главу угла ставилась прибыль, а не здоровье пациентов, прошли. Сегодня частные клиники и кабинеты остро конкурируют между собой, дорожат своей репутацией. Случайные люди, к счастью, отсеялись. Конечно, это безусловный плюс, - отметила она.
Отстранение эскулапов от работы объясняется и ужесточением контроля со стороны государства. Согласно принятому в январе этого года постановлению правительства РФ "О медицинской деятельности" для получения лицензии медучреждения и специалисты должны соответствовать целому ряду требований. Несоблюдение какого-либо условия является основанием для отказа. Таких случаев в Кабардино-Балкарии - 15 процентов от общего числа дел. Наиболее распространенные нарушения - несоответствие санитарного состояния помещения установленным нормативам, отсутствие договоров с организациями, осуществляющими обслуживание медицинской техники, актов обследования оборудования, документов, подтверждающих профессиональное, послевузовское и дополнительное образование персонала, а также повышение квалификации за последние пять лет.
Еще одной тенденцией, наблюдаемой в республике, является перекос в сторону одного вида деятельности.
- На сегодняшний день ни одно медицинское учреждение в Кабардино-Балкарии не может предложить полный перечень качественных диагностических услуг для всей семьи. То есть у человека нет возможности прийти, к примеру, с ребенком и основательно обследоваться вместе с ним. Все опять-таки упирается в отсутствие денег: создание такого центра, оснащенного современным оборудованием, обойдется в неподъемную для врача-предпринимателя сумму, - пояснила Светлана Расторгуева.
Мимо частной кассы
Принято считать, что развитие негосударственной медицины стимулирует система добровольного (не путать с обязательным) медицинского страхования. В крае этот механизм не действует. С одной стороны, наши сограждане в массе своей не считают необходимым тратить дополнительные средства на защиту своего здоровья, и потому страховых полисов выдается немного. С другой - сами страховщики не видят никаких преимуществ частных клиник перед "казенными".
- Нам все равно, кому принадлежит учреждение, мы для своих клиентов ищем прежде всего качественный набор услуг, - поделился секретами специалист одной из страховых компаний, - богатых пациентов по страховке мы устраиваем в обычные городские больницы. В каждой из них есть VIP-палаты, оснащенные всем необходимым.
Не слишком обнадеживающий диагноз частной медицине ставят и в профильных ведомствах.
- Пока коммерческие клиники не составляют конкуренции государственным, - говорит Светлана Кечеджиева, - материальная база и уровень подготовки у них, как правило, ниже. Раньше они выигрывали за счет внешнего вида помещений - по сравнению с обшарпанными поликлиниками частные кабинеты выглядели гораздо более привлекательно. Но сейчас госфинансирование медицины улучшилось и разница практически исчезла.
Александр Долгалев со сказанным согласен, но считает сложившееся отношение к частной медицине непродуктивным.
- Вообще, выстроенная система здравоохранения ставит государственную медицину и частную в неравные условия. Например, коммерческим клиникам заметно дороже обходится аренда помещений, коммунальные платежи. И если стоматологам обороты позволяют покрывать эти издержки, остальным врачам работать на вольных хлебах оказывается нерентабельно, - подчеркивает Долгалев.
Так что платной медицине конкурировать с государственной становится все труднее. Это признают и в краевом министерстве здравоохранения, соглашаясь с тем, что существующее неравенство усилится. Самой действенной помощью государственной медицине стал нацпроект "Здоровье". Ведь федеральным центром выделяются крупные средства на закупку современного и весьма дорогостоящего оборудования, но воспользоваться ими могут только государственные клиники.