В Краснодаре за врачебную ошибку медучреждение должно выплатить 70 тысяч рублей

70 тысяч рублей компенсации по решению Ленинского районного суда Краснодара должен будет выплатить краевой кожвендиспансер своей пациентке за моральный ущерб, нанесенный "преждевременной постановкой диагноза".

Пять лет по кругу

Летом 2001 года 12-летнюю Кристину госпитализировали в детское отделение краевого кожвендиспансера. Врачи заявили родителям девочки, что у нее красная волчанка дискоидной формы, признали ребенка инвалидом и лечили различными гормональными, кортикостероидными препаратами. Только спустя год родители обратились к другому доктору, и он определил, что у девочки обычный кожный клещ.

По словам бабушки Кристины, чтобы исцелить внучку, семье пришлось продать дом. Если решение Ленинского районного суда будет признано окончательным, то на белые халаты многих видных краснодарских медицинских специалистов ляжет черное пятно. Ведь пикантность ситуации в том, что в первоначальной диагностике и лечении Кристины участвовали ведущие профессора и доценты Кубанского государственного медуниверситета.

Может, поэтому, а может, оттого, что речь идет о непростом заболевании, судебные разбирательства длятся уже пятый год, о них наша газета уже писала ("Золотой прыщик", "РГ" от 12 февраля 2004 г., и "Синдром болевого порока", от 14 февраля 2007 г.). Однако и сейчас представители лечебного учреждения не согласны с решением Ленинского районного суда и намерены бороться за честь своего мундира в краевом суде.

Николай Мурашкин, заведующий детским отделением кожвендиспансера, куда попала Кристина, не раз заявлял, что это благодаря лечению в его отделении девочка выздоровела. Как сообщил корреспонденту "РГ" судья Герман Лоншаков, правильность постановки диагноза и проведенной в детском отделении кожвендиспансера терапии в 2002 году действительно подтвердила комиссия, созданная при краевом департаменте здравоохранения, а также специальная комиссия, в которую входили профессора и доценты Кубанского государственного медицинского университета. Этот документ был подписан лично Борисом Ермошенко, ныне экс-ректором медуниверситета. По словам бывшего руководителя краевого кожвендиспансера профессора Али Катханова, и тогда заведовавшего профильной кафедрой медуниверситета, ушедшего со своих должностей после этого скандала, историю болезни Кристины на специальной конференции рассматривали 45 ведущих врачей-дерматовенерологов. И они тоже признали: тяжелый недуг был, а исцелили его те самые врачи, против которых родители Кристины подали иск.

Один против всех

К сожалению, корреспонденту "РГ" так и не удалось встретиться с Керопом Махичильяном. Это единственный краснодарский доктор, усомнившийся-таки в диагнозе своих коллег. По словам родителей Кристины, сделав необходимый анализ и обнаружив кожного клеща, он фактически вылечил девочку, которой не помогали препараты, назначенные в отделении. Корреспондент "РГ" договорился с Керопом Махичильяном по телефону о встрече. Однако на следующий день его дочь сообщила, что доктор умер.

Махичильян пытался опровергнуть на первом судебном заседании фальшивый, по его мнению, диагноз. Коллеги утверждали, будто у него, бывшего завотделением и врача высшей категории, на то был свой умысел. Друзья же Керопа уверены, что после выступления на суде против своих товарищей по цеху он подвергся психологическому давлению.

В протоколе первого заседания Ленинского суда сохранилось его выступление и вопросы. Один из них - почему сотрудники кожвендиспансера ни разу не сделали элементарный кожный соскоб, чтобы исключить ошибку? Между прочим, даже в элитных ветеринарных клиниках Краснодара, прежде чем поставить диагноз "дискоидная красная волчанка" собакам и кошкам (а четвероногие питомцы тоже ею, хоть и по-своему, болеют), рекомендуется провести микроскопию соскобов кожи. "Эффект от применения иммунодепрессантов в случае демодекоза (кожного клеща), который был ошибочно диагностирован как дискоидная красная волчанка, может быть прямо противоположным ожидаемому, и состояние животного только ухудшится" - вот дословная цитата из совета врачу.

Странно, что этого анализа не провели ребенку, как и некоторых других необходимых тестов. Более чем странно, что промаха не заметил ни один из тех 45 специалистов на той самой конференции. И лишь в 2005 году ростовская судмедэкспертиза пришла к выводу: для вынесения такого серьезного диагноза не были проведены все необходимые исследования. Диагноз "красная волчанка дискоидной формы" был поставлен девочке преждевременно.

Сами лечим, сами проверяем

Получив такой документ, родители Кристины решили подать иск, который исчислялся в миллионах рублей. Помимо претензий о моральном ущербе, они утверждали, что тяжелые гормональные препараты могли вызвать у девочки хронический гепатит. Однако на этот раз ростовская судмедэкспертиза не установила причинно-следственной связи между диагнозом и последующим состоянием здоровья Кристины, усомнившись в наличии гепатита. Поэтому в случае, если решение суда все-таки вступит в силу, семья получит частичную компенсацию.

Врачи же краевого кожвендиспансера советуют не торопиться с выводами и считают, что экспертиза по поводу правильности диагноза "дискоидная форма красной волчанки" точнее была проведена кубанскими специалистами. Истину окончательно должен установить краевой суд.

По мнению краевых судмедэкспертов, для подобных ситуаций есть почва. Ни для кого не секрет, что руководители некоторых профильных краевых государственных лечебных учреждений обычно возглавляют соответствующие кафедры в Кубанском государственном медуниверситете. Из числа преподавателей этого вуза зачастую формируются краевые комиссии по подобным делам. А краевое бюро судмедэкспертизы, призванное проводить экспертизу по врачебным ошибкам, не является самостоятельным учреждением, а опять-таки входит в систему здравоохранения. Выходит, сами лечим, сами себя и проверяем. Отсюда и недоверие пациентов к таким комиссиям.

Впрочем, как сообщили корреспонденту "РГ" в краевом кожвендиспансере, скоро в Краснодаре будет создана специальная лаборатория, которая получит право на экспертизу качества исследований. Она и займется проверкой добросовестности работы дерматологов и венерологов, достоверности проведенных анализов. Угадайте, где эту лабораторию создадут? При краевом кожвендиспансере. Правда, обещают, что контролировать ее работу будет Московский институт вирусологии.

Мнение

Михаил Глузмин, главный врач краевого кожвендиспансера:

- Врачебные ошибки - это комплексная проблема. Даже если платить доктору миллион долларов, они не исчезнут. Во многих странах существует практика профессионального страхования врача, в том числе и на подобные случаи. К примеру, по данным американской национальной ассоциации хирургов, только за последний год ими было совершено около полутора тысяч ошибок на операционном столе.

Я поддерживаю принцип оплаты медицинской помощи по законченному случаю, который вводят в крае. Это стимул для конкретного участия врача в судьбе больного. Но и здесь есть свои тонкости: если мне необходимо провести большее количество исследований для углубленной диагностики, платить придется из своего кармана? Думаю, врач должен иметь право добавить дополнительные расходы на индивидуальный подход.

В лабораторной диагностике нужно стараться уйти от человеческого фактора, от субъективизма врача. Если предусмотрено провести такой-то объем исследований - они должны быть автоматически проведены.

Когда дело доходит до суда, в европейских странах им занимается не врач и не лечебное учреждение, а ассоциация врачей, которая нанимает адвоката. И если конкретное виновное лицо установлено, то не только лечебное учреждение, но и сам доктор тоже несет часть расходов по иску пациента. Этот опыт, я думаю, можно было бы перенять.