05.12.2007 04:10
    Поделиться

    Стратегическая авиация России продолжит полеты в отдаленные регионы мира

    Наша стратегическая авиация продолжит полеты в отдаленные регионы мира

    - В будущем году российские стратегические бомбардировщики продолжат полеты с максимальной загрузкой, на полный радиус действия и с дозаправкой в воздухе, - объявил вчера командующий Дальней авиацией России генерал-майор Павел Андросов.

    Главный авиационный "стратег" уточнил, что воздушное патрулирование ракетоносцев Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 пройдет над акваторией Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Строго говоря, это давно обжитые нашими дальниками регионы. Просто интенсивность полетов "за угол" в разные годы была разной. В 80-х туда летали практически через день. Потом на целых полтора десятилетия экипажи ограничили в зонах патрулирования. А новый старт стратегической авиации дал президент Владимир Путин: с его благословения 17 августа наши "Туполевы" и "Ильюшины" одновременно появились в четырех регионах мира.

    Как выразился вчера генерал Андросов, "прежним остался не только океан, но и самые чувствительные точки, центры сосредоточения войск и сил". Поэтому маршруты военных стратегов проложены у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания также не остаются южные границы России. Хотя на воздушное патрулирование пилоты летают без ядерного оружия на борту, "Туполевых" и "Ильюшиных" с цветами нигде не ждут. Где бы мы ни появились, бомбардировщики тут же окружают иностранные перехватчики. В штабе Дальней авиации подсчитали, что за последние три с половиной месяца на условный перехват российских "стратегов" поднимали более 120 истребителей всех типов и марок- от американских F-15, F16, F-18 и F-22 до французских "Миражей". Кто-то ограничивался коротким - в несколько минут - визуальным осмотром машины. Другие подлетали к нашим самолетам на расстояние в 3-4 метра и фотографировали их во всех ракурсах. Недавно возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российским бомбардировщиком три с половиной часа.

    К счастью, дальше молчаливой разведки дело не идет.

    - Никаких агрессивных проявлений наши экипажи не наблюдали, - признал генерал Андросов.

    А ведь так случалось не всегда. За четверть века, что мы несем боевое дежурство на "стратегах" и выполняем воздушное патрулирование отдаленных регионов мира, экипажи сталкивались и с хулиганством, и с откровенными провокациями. Командующий Дальней авиации вспомнил случаи, когда "Фантомы" глушили двигатели наших бомбардировщиков своей реактивной струей. А однажды неудачно пристроившийся к брюху советского бомбардировщика американский истребитель пропорол своим килем крыло краснозвездной машины. Экипаж тогда чудом посадил ее на аэродром.

    На самом деле появление в Западном полушарии наших стратегических бомбардировщиков абсолютно не противоречит международному праву. Во-первых, обо всех таких вылетах Россия через министерство иностранных дел уведомляет заинтересованные государства. Во-вторых, маршруты "дальников" заранее оговорены, они лежат в стороне от гражданских авиатрасс и не несут угрозы пассажирским лайнерам. Наконец, как признал вчера генерал Андросов, тактические пуски ракет и другие учебно-боевые задачи российские экипажи выполняют без реального применения оружия.

    Тем не менее эти полеты приносят огромную пользу летчикам. Находясь в воздухе по 10-12 часов, пилоты и штурманы решают навигационные задачи, осваивают посадку на аэродромах в Арктике, учатся в полете дозаправлять бомбардировщики топливом. В Дальней авиации это сродни высшему пилотажу. Многометровую тяжелую махину на 15минут надо "привязать" к воздушному танкеру шлангом длиной чуть более 20 метров. Резко поведешь штурвалом - и струя топлива с напором две тонны в минуту окатит самолет и забьет фонтаном в небо.

    В нынешнем году четыре десятка экипажей Дальней авиации получили допуск к выполнению воздушного патрулирования за пределами страны. Причем треть летчиков и штурманов прежде не имели такого опыта.

    Досье "РГ"

    Времена наиболее активного патрулирования наших стратегических бомбардировщиков выпали на 1985-1987 годы. Дальняя авиация тогда совершала до 170 вылетов в год, а время максимального нахождения в небе достигало 16 часов. Патрулирование выполняли 68 экипажей, суммарно проведя в воздухе 1224 часа. 102 самолета в этот период решали задачи с дозаправкой топливом из воздушных танкеров Ил-78.

    Поделиться