06.12.2007 06:00
    Поделиться

    Сестре миллионера Брынцалова грозит 5 лет тюрьмы за мошенничество

    В Москве будет рассматриваться самое громкое дело о фальшивых лекарствах

    Вчера Симоновский суд Москвы должен был приступить к рассмотрению уголовного дела в отношении генерального директора компании "Брынцалов-А" Татьяны Брынцаловой и ее ведущих менеджеров. Дата начала суда перенесена на 26 декабря.

    Предстоящий процесс - самый громкий по делам о производстве и сбыте поддельных лекарств. Никогда наши правоохранительные органы не расследовали, а суд не рассматривал дел с такими объемами подделок.

    Подсудимой Татьяне Брынцаловой предъявлены обвинения по уголовным статьям о незаконном предпринимательстве и незаконном использовании товарного знака. Трем топ-менеджерам предъявлены те же статьи. На вопрос, что же им за это будет, ответить не сложно - или большой штраф, или срок до пяти лет.

    В принципе, наказание не очень суровое, если учесть, что речь идет о десятках миллионов рублей преступного дохода. Но с другой стороны никто из покупателей контрафактных лекарств, к счастью, не отравился, что повлияло на выбор уголовных статей.

    Безмолвными свидетелями на этом процессе будут известные всей стране лекарства, такие как баралгин, бисептол, террафлю, фервекс, мезим, ношпа и многие другие которые, по версии следствия, подделывались в столице. Всего следователи насчитали около 100 наименований популярных препаратов.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела по расследованию налоговых преступлений Следственного комитета при МВД России, подполковник юстиции Сергей Колобов, дело, переданное в суд, насчитывает около 100 томов.

    По нему были проведены очень сложные экспертизы, которые заняли почти полгода. В рамках уголовного дела было изъято около 200 тонн незаконно произведенных лекарств.

    Одним из интересных моментов расследования было то, что эти 200 тонн контрафакта были спрятаны на четырех складах в городе Электросталь Московской области. Когда началось следствие, туда же свезли и все, что имело отношение к подделке - матрицы, полуфабрикаты, фольгу и прочее.

    Владимир Брынцалов, который в свое время сам называл себя "главным фармацевтом", проходит по уголовному делу в качестве свидетеля. Сергей Колобов говорит, что никаких документов сам Брынцалов не подписывал. А из фигурантов дела лишь один человек рискнул дать на него показания, остальные же взяли всю вину на себя.

    Проблемы с законом у Брынцалова и его предприятий были, похоже, всегда. Первое уголовное дело против руководителей компании возбудили еще в 2005 году. Над нынешним Следственный комитет при МВД работал около года.

    По версии следователей, произведенные на заводе "Ферейн" таблетки расфасовывали в упаковки, отпечатанные в типографии того же предприятия. На коробочках значились названия и контактная информация иностранных производителей, хотя упаковка и лекарства были отечественными. Продавалась поддельная продукция через фиктивные фирмы.

    Следствие считает, что с апреля 2004 по май 2005 года поддельной продукции было изготовлено на сумму больше 80 миллионов рублей. Сам хозяин фармацевтической компании Владимир Брынцалов все обвинения неоднократно отрицал и говорил о происках конкурентов.

    Но якобы импортные лекарства - это не все. Суд будет разбираться и с производством алкогольной продукции, выпускаемой под видом лекарств.

    Как рассказал "РГ" Сергей Колобов, на мощностях компании "Брынцалов" в той же Электростали разливали спиртовой раствор.Такое право Брынцалов имел. Но выпускал спирта больше, чем ему разрешалось. Собственно этот спирт был "спиртовым раствором для наружного применения". То есть в него было положено добавлять антисептик. И пить его было нельзя. Левый спирт уходил со склада всем, кто просил. Оперативники покупали его и канистрами, и даже целой фурой. Вряд ли левый спирт был нужен покупателям исключительно "для наружного применения". Из него скорее всего делали такую же левую водку. Какая она была по качеству, остается только догадываться, тем более, что этот спирт пить было нельзя.

    Последнее время имя Владимира Брынцалова как-то ушло в тень. Экс-кандидат в президенты России, эксцентричный миллионер, любящий продемонстрировать свое богатство, алкогольный магнат, повесивший на бутылки с водкой собственный портрет, скандально известный фармацевт... Брынцалов был исключительно многолик.

    Его биография и его отношения с законом очень типичны для мутного периода конца 80-х - начала 90-х годов. Начинающийся судебный процесс - показательная точка этого жизненного пути.

    Начало его биографии обычно отсчитывают с должности начальника строительного управления. В родном Черкесске Брынцалов построил дом для себя. За этот по тем временам внушительный дом его выгнали из партии и с работы. Следующий этап его карьеры - начальник подсобного хозяйства в пчелосовхозе. Но тут подоспела перестройка, и родился кооператив "Пчелка". На бумаге "кусачее насекомое" занималось производством меда и лекарств из пчелиного молочка, на практике - просто торговлей. В самом начале девяностых Брынцалов влегкую заплатил наличными около 500 миллионов рублей за 12 процентов акций Московского химико-фармацевтического завода имени Карпова и стал его директором по экономике. Потом прикупил у рабочих недостающие до контрольного пакета акции и возглавил предприятие.Так появился "Ферейн". Мало кто знает такую очень любопытную деталь. Штаб-квартира и производственные помещения этого лекарственного гиганта размещались на Варшавском шоссе. А прямо напротив - главный московский пункт сбора денег АО "МММ" господина Мавроди. Творческие пути соседей совпали до мелочей - оба женились на моделях и стали депутатами Госдумы.

    В декабре 1995 года столичные налоговики выставили "Ферейну" счет - 64 миллиарда рублей недоплат в федеральный и городской бюджеты. Очередные проблемы с налоговыми органами Москвы появились у Брынцалова и в 1997 году. В этот год долги "Ферейна" перед Пенсионным фондом и Фондом обязательного медстрахования дошли до 3 миллионов долларов. После этого "Ферейн" как бы исчез. Его юридический адрес Брынцалов перенес в аул Новый Карачай Карачаево-Черкесии. Позже, по данным Московской регистрационной палаты, "Ферейн" был ликвидирован. Это было грубое нарушение нашего законодательства, которое запрещает ликвидировать предприятия с долгами до того момента, пока они не уплатят по счету.

    Но свято место пусто не бывает. На месте почившего родились индивидуальное частное предприятие "Фирма "Брынцалов" и ЗАО "Брынцалов-А". Последнее зарегистрировано в Горно-Алтайске.

    В конце 1999 года столичные налоговики опять поймали знакомую контору на нелегальной торговле медицинским спиртом. Тогда обиженный Брынцалов изрек знаменитую фразу - "Я вашего Лужкова уволю. Я положу конец его беспределу".

    Скандалы не покидают этого человека и его фирмы, причем не только наши, но и международные. Такой грянул не очень давно.

    В 1996 году "Ферейн" начал делать инсулин по лицензии датской компании. На предприятиях Брынцалова на флаконы с инсулином только наклеивались этикетки с датской торговой маркой, затем перешли к розливу инсулина из Дании. После августовского кризиса Брынцалов, сославшись на невозврат денег за поставленные минздраву лекарства, платить датчанам не стал. Соглашение о производстве было расторгнуто, а долг Брынцалова составил 6,5 миллиона долларов. Датчане обратились в наши и не наши суды. А Брынцалов объявил, что готов начать производство российского инсулина по полученной от датчан технологии. Он даже как-то сумел получить разрешение минздрава на разовый выпуск партии лекарства.

    По оценкам специалистов, нынешний суд завершится не раньше весны-лета будущего года.

    КОММЕНТАРИЙ

    Николай Юргель, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ:

    - Приходится сожалеть о ситуации, в которой оказалось фармацевтическое предприятие "Ферейн" ЗАО "Брынцалов-А". После проверок, проведенных нашей службой, против него возбуждено уголовное дело.

    А предприятие в техническом плане - одно из самых современных в России. Одним из первых в стране оно было сертифицировано по стандартам GMP, в то время как еще для многих отечественных предприятий соответствие международным стандартам лишь перспектива. Специалистов лабораторий Росздравнадзора даже удивило, что уровень некоторых подделок достаточно высок.

    У "ЗАО "Брынцалов-А" были все возможности для того, чтобы легально выпускать дженерики - недорогие и качественные точно воспроизведенные под контролем государства копии препаратов, патентная защита которых закончилась. Можно было развивать имидж и бренд предприятия, а не пытаться ввести в заблуждение потребителей, присваивая чужую репутацию. Имея все возможности быть социально ответственной, компания, к сожалению, занималась противозаконной и безнравственной деятельностью.

    Справка "РГ"

    За первое полугодие 2007 года на фармацевтическом рынке России зафиксировано 48 наименований 107 серий фальсифицированных препаратов. Это 0,1 процента от общего количества лекарств, которые находились в обращении. Как правило, 90 процентов подделок приходится на долю импортных препаратов. Отечественные фальшивки составляют 10 процентов.

    Четверть подделок - препараты, снимающие боль, спазмы. Например, чаще всего подделывают ношпу. 16 процентов подделок выпадает на долю лекарств, положительно влияющих на деятельность головного мозга. 10 процентов фальсификата - это препараты, призванные защищать печень. На сердечно-сосудистые лекарства приходится 8 процентов фальсификата, 6 процентов - на долю антибиотиков.

    Поделиться