Накануне заседания 146-й внеочередной конференции ОПЕК цены на нефть снизились. Во-первых, рынок ожидал, что картель все-таки примет решение об увеличении квот на добычу. Этого не произошло. Во-вторых, снижение цен на рынках спровоцировали американцы, выпустив во вторник засекреченный ранее доклад, в котором говорится о том, что Иран приостановил разработку ядерной программы еще в 2003 году. По мнению аналитиков, эти данные уменьшили вероятность начала военных действий в отношении Тегерана и снизили геополитические риски. А они-то и были последнее время главным фактором, который толкал нефтяные цены вверх.
Итак, заседание на сей раз проходило за закрытыми дверями. Присутствовали лишь наблюдатель от независимых стран-экспортеров, в том числе и от России. Вполне вероятно, что картель решил его "засекретить" из-за второго вопроса - что делать с падающим долларом, который съедает часть прибыли от сверхвысоких цен на сырье.
После первой части, когда обсуждался по просьбе Индонезии вопрос квот, к журналистам вышли министр нефти Ирана и его коллега из Венесуэлы, чтобы сообщить - "картель считает необходимым сохранить нынешний уровень производства нефти". Более того, ОПЕК, пояснили они это решение, не видит "причин, которые сегодня оправдали бы повышение или снижение нынешнего уровня нефтедобычи". В принципе о том, что картель не собирается играть на руку импортерам и увеличивать поставки "черного золота" на рынки, сказали накануне конференции практически все министры нефти.
Правда, в Европе и США не верили этим заявлениям до последнего момента. ОПЕК не раз в последний момент передумывал и повышал квоты, чтобы снизить цены. Но в канун заседания министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуэйми жестко заявил, что "нефть поступает на рынки с избытком, а высокие цены - явление геополитическое". Да и аналитики предупреждали - не ждать подарка от картеля.
Снижение же цен накануне внеочередного совещания дало повод нефтяным министрам сказать - "снижение означает, что картель должен отказать требованию США в увеличении добычи". Им вторили эксперты, давая прогноз по спросу на 2008 год. В частности, сказал Дэвид Мур, стратег Commonwealth Bank of Australia, "прогноз спроса в 2008 году довольно неопределенный, и повышение добычи может создать переизбыток запасов, что приведет к снижению цены".
С нефтью все более-менее ясно. Но на повестке картеля второй, куда более важный вопрос, - а что делать с долларом? Вторая часть заседания была посвящена именно этой теме.
Напомним, в прошлом году картель официально объявил о намерении создать свой валютный союз. О желании войти в новую валютную зону на тот момент объявили шесть стран Персидского залива: Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). "Совет шести" уже с 2003 года входит в зону единого таможенного пространства. Теперь намерен войти и в единый рынок. Сейчас "совет" выясняет, в каком месте лучше расположить банк нового валютного союза, а также определиться с названием валюты. И если с местом и названием еще не все решено, то что касается новой валюты - дело решенное. Расчеты между "персидской шестеркой" для удобства уже давно привязаны к доллару, так что переход на новую валюту осуществится просто. Ее останется только напечатать. Предполагается, что уже в 2009 году безналичные расчеты в странах Персидского залива будут осуществляться в новой валюте. Падение доллара ведет к тому, что и другие страны - члены картеля начали сегодня высказываться за идею его замены более надежной валютой.
Сделать это, конечно, можно. Тем более что таким образом будет нанесен серьезный удар по американской экономике. Только как бы не навредить. Мировые расчеты уже не один десяток лет проводятся именно в долларах США. Евро пока по своим объемам не может заменить "зеленый". Арабский золотой динар или реал, рубль? Есть еще и юань. Напечатать, говорят эксперты, конечно, можно, "бумаги" сколько угодно, но она перестанет быть только конвертируемой бумагой, когда фондовые и финансовые рынки этих стран станут такими же емкими, как в США. Но тем не менее, утверждают те же финансовые аналитики, даже заявления о переводе расчетов из доллара в какую-либо иную мировую валюту нервируют американский рынок.