06.12.2007 02:55
    Поделиться

    Приморье: Залив Петра Великого превращается в Мертвое море

    Создана рабочая группа из числа депутатов Законодательного собрания края, которая в течение месяца должна разработать план действий по разрешению экологических проблем края.

    По последним данным ученых Тихоокеанского океанологического института, в Японском море есть обширные зоны, где содержание кислорода в 20-30 раз ниже нормы. Это, в свою очередь, может с большой долей вероятности привести к исчезновению основных видов флоры и фауны. Так что очень скоро приморцам на Мертвое море ездить не придется - под боком будет свое, причем мертвое по-настоящему.

    С этими результатами исследований ученые ДВО РАН и представители общественных экологических организаций пришли к приморским депутатам. Смотрите, сказали, что творится, надо же спасать море, тем более что в загрязнении его Приморский край принимает самое активное участие. Практически во всех местах компактного проживания населения не осталось водных объектов, степень загрязнения которых не превышала бы допустимых норм. Реки непригодны для питьевого водоснабжения, бухты и заливы - для рекреационных целей. Ежегодно в водные объекты Приморья сбрасывается около 500 миллионов кубических метров сточных вод, содержащих 97 процентов загрязняющих веществ.

    Соответственно, все это попадает в Японское море. Чего стоит только набивший оскомину факт, что во Владивостоке нет очистных сооружений, и что только от трех до пяти процентов всех сточных вод, сбрасываемых в Амурский залив, проходят очистку. Надо ли говорить, что основными источниками загрязнения Японского моря являются Владивосток, Находка и Дальнегорск. Законотворцы порадовались было, что люди обращаются к депутатам за помощью, но радость была недолгой: как оказалось, не так­то много могут сделать народные избранники.

    По мнению директора Тихоокеанского океанологического института Виктора Акуличева, для того, чтобы оживить умирающее море, то есть восстановить природное состояние акватории залива Петра Великого, необходимы столетия, конкретные методы рекультивации вод и миллиардные бюджеты. Но поскольку детальной качественной оценкой вод залива и его экологического режима ученые не располагают, то и предоставить перечень мер, необходимых для рекреации прибрежных вод, не могут. В этой связи в очередной раз недобрым словом была помянута и застопорившаяся программа "Отходы", которая, между прочим, посвящает исследованию состояния окружающего мира целый раздел.

    Наука попеняла власти, что та не слишком озабочена экологическими проблемами

    Однако такая постановка вопроса управление охраны окружающей среды не порадовала. Его представитель, заместитель руководителя управления охраны окружающей среды Анатолий Химчук, защищая свое детище, заявил, что согласно постановлению правительства мониторинг водных объектов проводится федеральным агентством водных ресурсов и федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. А полномочные органы исполнительной власти в мероприятии всего лишь принимают участие. Выходит, что чиновники занимаются экологией только в статусе сторонних наблюдателей. Недаром наука попеняла власти, что та не слишком озабочена экологическими проблемами в целом и созданием систем мониторинга состояния окружающей среды в частности.

    Еще одна проблема на юге Приморья - грязный воздух. Над Владивостоком хоть и часто дуют ветры, но после выбросов автомобильных выхлопных газов специалисты регистрируют наличие в воздухе более 200 компонентов, вредных и для здоровья человека, и для окружающей среды.

    Председатель Дальневосточного президиума организации "Зеленый крест" Борис Васильев предложил компенсировать ущерб деньгами, которые будут выручены от экосертификации автомобилей. Была названа и оптимальная цена мероприятия - две тысячи рублей на каждого четырехколесного коня, вернее, на его хозяина. По расчетам ученых, это дополнительно дало бы 150 миллионов рублей в бюджет края. Деньги эти можно было бы потратить на различные реабилитационные и природоохранные мероприятия. Но! В крае столько важных нерешенных проблем, что даже экологические сборы не полностью идут на покрытие нанесенного ущерба. Да и не должны идти - закон не обязывает.

    Прекрасно понимающий все эти тонкости бюджетных перемещений Анатолий Химчук ответил оппоненту, что сертификация не сможет изменить ситуацию в городе. Для тех, кто добровольно желает ее сделать, уже созданы все условия. Кроме того, с нового года все автомобили, намеревающиеся колесить по дорогам России, должны будут в принудительном порядке получить сертификат "Евро­3". И еще. На подходе краевой закон об охране атмосферного воздуха, где будут прописаны все вопросы, от которых зависит его состояние.

    Удивленные бурным обсуждением проблемы законотворцы долго не могли решить, что же им все­таки делать. Оставить вопросы без решения - под зорким оком общественности невозможно и стыдно расписываться в депутатской беспомощности, какие принимать меры, тоже непонятно. Тем временем во Владивостоке вовсю идет подготовка к строительству объектов саммита АТЭС-2012, проведение которого без решения экологических проблем маловероятно.

     

    Мнения

    Анатолий Лебедев, председатель экологической организации:

    - Главная проблема - огромное количество ответственных за одну акваторию. На данный момент все зависит от того, куда дует ветер, причем в буквальном смысле. Бриз гоняет мусор от одного берега к другому - то есть из зоны ответственности одного порта в зону ответственности другого. На мой взгляд, лучше всего было бы отдать функции по очистке акватории муниципалитету, тогда было бы, по крайней мере, ясно, с кого спрашивать…

    Борис Кубай, начальник Примгидромета:

    - За последние десять лет программа мониторинга окружающей среды сократилась в десять раз. Мы можем сказать, что ситуация ухудшается, но дать точную оценку не можем. Не можем сказать, кто и какую долю вносит в загрязнение залива Петра Великого. Должна существовать трехуровневая система мониторинга - федеральная, региональная, муниципальная. Каждый источник загрязнения должен знать свои нормативы сброса, ну а добиваться исполнения этих нормативов можно различными санкциями.

     

    Справка "РГ"

    По жалобам жителей края и требованиям природоохранной прокуратуры отделом экологического контроля управления охраны окружающей среды краевой администрации с начала года проверено 213 предприятий. В 187 случаях зафиксированы нарушения в области охраны атмосферного воздуха и при обращении с отходами производства и потребления.

    Поделиться