06.12.2007 04:10
    Поделиться

    В Ивановской области кипят страсти по поводу дележа охотничьих угодий

    Проект областного закона о правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства подготовлен, но нормы его даже разработчики находят спорными.

    Областной комитет по лесному хозяйству, как там говорят, не по собственной прихоти взялся регулировать дела охоты - к этому его побудил новый Лесной кодекс, который, с одной стороны, к платным видам использования леса (статья 25) отнес ведение охоты. С другой - установил (ст. 36), что правила осуществления этого рода занятия в лесах определяются местным законом.

    Интересно другое: о том, что в области началась разработка такого закона, комитет даже не поставил в известность местное общество охотников и рыболовов - главного пользователя охотничьих угодий в регионе. Хотя и по логике и по закону (ФЗ "О животном мире", ст. 10) с кем же еще и советоваться в таких делах, как не с самими охотниками? Ну а в том, что это сделано неспроста, убедила самая первая же статья представленного правительству области на утверждение проекта закона: "Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту".

    Что сие означает? А то, что если охотник теперь купит лицензию на отстрел, к примеру, лося или кабана и явится с ней к арендатору леса, то тот потребует заплатить еще и ему. А не заплатит охотник - и в лес не попадет, так как арендатору проектом этого же закона вменяется в обязанность "не допускать причинения вреда, убытков и иного ущерба лесам и лесному хозяйству". (При желании под этот "иной ущерб" можно отнести что угодно - от вреда для деревьев стрельбы до травмирования сапогами мхов и ландышей).

    Специалисты тут сразу увидели массу неувязок. Скажем, права на живность арендаторы леса (по Лесному кодексу) имеют только в пределах лесных угодий - что в таком случае делать с прилегающими к ним лугами и болотами? Если примут закон, опасаются другие, любой арендатор участков леса будет обязан заниматься охотничьим хозяйством. А Гражданский кодекс такие насильственные обременения не допускает.

    По трактовке лесного комитета, вместе с договором на аренду леса арендатор автоматически получает права и на обитающих в нем диких животных. Между тем ФЗ "О животном мире" (ст. 12) такого объединения права пользования не допускает.

    - Было предложение по примеру нижегородцев заключать договоры аренды не на весь лесной массив, а только на конкретные его участки, которые используются для ведения охотничьего хозяйства (солонцы, загоны, посевы кормовых культур), - рассказал директор областной организации Ивприродагентство Евгений Волков. - Но эту идею разработчики проекта отклонили - собираются, таким образом, взимать плату за саму среду обитания животных, что законом запрещено.

    Что же с проектом закона делать при таком количестве правовых нестыковок? - озадачились областные чиновники. Принять закон и спровоцировать бесконечные судебные разборки, как это уже имело место в других регионах? Или дождаться, каково будет решение федеральных законодателей?

    Тем временем председатель областного комитета по лесному хозяйству Людмила Королева, не дожидаясь принятия закона, уже заключила три договора на аренду охотничьих угодий.

    Напомним, в свое время немало копий было сломано вокруг другого ивановского областного закона - "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области". Разработчики предлагали в нем отнести к охотничьим угодьям не только леса и водоемы, но и воздушное пространство над ними. Из числа документов, удостоверяющих право на охоту, были исключены привычные всем путевки общества охотников. Споры вызвали трактовки орудий охоты. И при этом поначалу не только не пригласили к сотрудничеству в разработке законопроекта областную организацию охотников, но даже отказали ей в праве на общественную экологическую экспертизу проекта.

    Областная дума 29 ноября во втором чтении приняла закон "Об охране и использовании охотничьих животных". Чтобы понять причину споров, которые не на шутку разгорелись в регионе, многие предлагают заглянуть в 32-ю статью этого закона, которая обязывает после первого января 2008 года провести обязательное переоформление долгосрочных лицензий, выданных охотопользователям. Значит, говорят охотники, и часть этих лицензий перераспределить?

    У общества охотников в долгосрочном пользовании более 90 процентов всех охотничьих угодий региона (а точнее - 1860 тысяч гектаров). Это лакомый кусок для многих состоятельных людей, любителей поохотиться. В регионе уже были попытки оспорить через суды "монополизм" в распоряжении охотничьими ресурсами. Теперь "охотников" обвиняют в неэффективном ведении хозяйства. Вот, мол, в соседних регионах раздали половину охотничьих угодий частникам, лимиты отстрела там теперь вдвое больше ивановских. И в бюджет поступления от охоты возросли.

    Да, возросли. Но если в Иванове сезонная путевка на добычу пернатых стоит 200 рублей, а взрослого лося можно добыть за три тысячи, то в соседних регионах, где общества охотников успешно потеснили состоятельные охотники из столицы, требуют уже за сохатого по 50 тысяч и более. Для ивановских охотников, которых в регионе 12 тысяч, это цены немыслимые.

    В разговоре с руководителем службы по государственному управлению охотхозяйством Ивановской области Евгением Волковым корреспондент "РГ" поинтересовался, как идет подготовка к передаче области с первого января всех полномочий по делам охоты. Евгений Васильевич вздохнул:

    - Когда в 2004 году шла ликвидация областной охотинспекции, у нас имелся штат сотрудников в 45 человек, 28 автомобилей, парк снегоходов и тракторов. Теперь же нам дают субвенции на семерых сотрудников - все остальное должен изыскать регион. Как такими силами ловить браконьеров? Как проводить учет зверей?

    Между тем без такой всеохватной переписи лесного населения область вообще не сможет предпринять никаких дальнейших шагов. Управление Россельхознадзора по Ивановской области утверждает, что по ивановским лесам сейчас бродит 2897 кабанов и 3844 лося. А по данным охотопользователей, соответственно 1500 и 2900. Каким цифрам верить? Как рассчитывать лимиты добычи? Помогать в этих расчетах Волкову некому - все опять увлеклись переделом охотничьих угодий.

    Мнение

    Анатолий Гавриков, ответственный секретарь правления общества охотников Ивановской области:

    - Попытки перехватить охотничьи угодья через нормы Лесного кодекса - это первый шаг к ликвидации публичного сервитута (то есть свободного доступа) в наши леса. Сначала арендаторы перекроют туда дорогу охотникам или начнут с них драть три шкуры. Потом - грибникам и сборщикам ягод. К тому дело идет.

    Поделиться