06.12.2007 04:59
    Поделиться

    Южноуральцев не смогут оповестить о приближении катастрофы

    Вчера на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям выяснилось, что в регионе только восемь потенциально опасных объектов имеют локальные системы оповещения.

    Еще в январе депутаты Законодательного собрания приняли целевую программу по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера на 2007-2010 годы. Составная часть этого документа - строительство локальных систем оповещения (ЛСО) на 37 потенциально опасных объектах. За месяц до заседания проект программы обсудили на заседании областного правительства. Предполагалось, что финансирование ЛСО будет проходить за счет средств регионального и местных бюджетов. Однако областные власти отказались выделять средства на эти цели - речь шла об очень крупных суммах. В правительстве решили, что, если катастрофы происходят по вине предприятий, то сами предприятия и должны оплачивать монтаж систем оповещения. В проект программы внесли изменения и отправили депутатам. В результате документ был принят без графы финансирования из областного бюджета. И, как показало вчерашнее заседание, за год для обеспечения безопасности южноуральцев сделано очень мало.

    В списке потенциально опасных объектов, на которых должна быть собственная современная система оповещения, более 60 предприятий. Однако с 2001 года, когда составили список, технологии ушли далеко вперед. К примеру, некоторые из перерабатывающих предприятий поменяли холодильное оборудование и уже не опасны для населения. В итоге перечень объектов сократился до 37, но только восемь из них могут оповестить своих работников и население близлежащих территорий в случае опасности: Магнитогорский металлургический комбинат, ЧТЗ, железнодорожные станции в Челябинске и Магнитогорске, Троицкие ГТС и предприятия Росатома в Снежинске, Озерске и Трехгорном.

    Среди тех, кто систем оповещения не имеет, наиболее опасны гидротехнические сооружения, к примеру плотина на Шершневском водохранилище. По существующим нормам в случае ее прорыва сигнал об опасности должны услышать в радиусе шести километров. Предприятия водоснабжения и водоотведения тоже должны быть оборудованы ЛСО - для очистки воды используется хлор. Если произойдет его утечка, ядовитое вещество может нанести вред людям.

    Вчера руководители, забывшие позаботиться о безопасности граждан и предприятий, в один голос пытались оправдаться нехваткой средств. Только на проект локальной системы оповещения на Шершневском водохранилище требуется полтора миллиона рублей, а на само оборудование, его монтаж и содержание - в десятки раз больше. Расположенные поблизости Шершневские ГТС находятся в федеральной собственности, а Москва вопрос выделения средств решать не торопится.

    Прозвучал и другой аргумент - системы оповещения скоро станут неактуальными. К примеру, на Миасском горводоканале собираются внедрить новую систему очистки воды - заменить хлор на иные, безопасные материалы. В ответ начальник областного госучреждения "Гражданская защита" Валерий Кравцов заявил, что, если миассцы действительно откажутся от использования хлора, то их исключат из опасного реестра. Но пока предприятие обязано следовать нормам.

    На 13 объектах есть только отдельные элементы ЛСО. Это лучше, чем ничего, однако и безопасность гарантирована лишь частично. На муниципальном предприятии "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (МУП "ПОВВ") в Челябинске, к примеру, такая система в случае опасности оповестит только сотрудников МУП. Население же останется в неведении.

    Чтобы воздействовать на забывчивых руководителей предприятий, специалисты МЧС готовы идти в прокуратуру. Надзорные органы по закону вправе приостановить работу опасного объекта. Однако как закрыть МУП "ПОВВ"? Ведь без водоснабжения останется целый город. И все таки некоторые предприятия могут быть подвергнуты мерам прокурорского реагирования без последствий для населения. К примеру, если в Магнитогорске прекратит работу ООО "Эмаль", представляющее химическую опасность, то пострадают только сотрудники и собственники предприятия.

    Начальник отдела организации и развития систем управления, связи и оповещения ГУ МЧС России по Челябинской области Игорь Кондаков считает, что ответственность за ЛСО с руководителями объектов должны разделить и местные власти. Поэтому на комиссии решили рекомендовать главам 12 муниципальных образований области "усилить контроль за созданием ЛСО на подведомственной территории и оказать содействие в их создании на объектах жизнеобеспечения муниципальных образований". Проще говоря, главам городов предписано отправить своих специалистов по ЧС на опасные объекты, чтобы те заставили директоров установить системы оповещения. Что же касается финансирования, то министерство по экологической безопасности предложило руководителям объектов подключиться к областной системе оповещения - той самой, что раз в год для профилактики включает свои сирены. Эта система действует исправно, и если предприятия войдут в ее схему, то установка производственных ЛСО обойдется им значительно дешевле.

    Компетентно

    Геннадий Подтесов, министр по экологической безопасности Челябинской области:

    - Чем быстрее в случае аварийной ситуации мы оповестим коллектив и население, тем больше жизней спасем, тем быстрее придем на помощь. До конца года руководителям потенциально опасных объектов, не имеющих систем оповещения, необходимо разработать и представить в ГУ МЧС России по Челябинской области планы создания ЛСО и обеспечить эти планы финансированием. Уже в январе комиссия вновь вернется к этому вопросу.

    Поделиться