06.12.2007 06:00
    Поделиться

    Выводить страну из демографического кризиса придется старшим поколениям

    Уже сейчас многие отрасли и регионы испытывают дефицит трудовых ресурсов. После 2010 года соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения начнет резкий крен в сторону последних. И со всей беспристрастностью встает вопрос выживания: кто будет кормить неработающих?

    Ответа только два: привлекать иностранных работников и (или) искать внутренние резервы.

    Что предпочтительнее? А если оба варианта, то как, в каких пропорциях? Ответ на этот вопрос в эти дни пытаются найти руководители региональных служб занятости на совещании, организованном Федеральной службой по труду и занятости.

    Несколько цифр. На 1 октября население страны составило 142,2 миллиона человек, сократившись с начала года на 200 тысяч. Из них экономически активное население насчитывает 75 миллионов, или 52 процента. При этом 14 процентов населения - люди старше 65 лет. Это фон, который будет только усугубляться.

    Динамика рынка труда в этом году в целом положительная. Как сообщил руководитель Роструда Максим Топилин, весь год шло снижение безработицы. Численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости, сократилась на 16 процентов и достигла 1,4 миллиона человек. Численность безработных, рассчитываемая по методике МОТ, также снизилась - на 7 с лишним процентов и составляет 4,5 миллиона человек.

    В этом году значительно активнее, чем раньше, безработные привлекались к временным и общественным работам.

    Но что самое важное - впервые за много лет серьезно выросло количество вакансий, заявленных работодателями в службы занятости.

    Тем не менее присутствовавшая на совещании министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заметила, что "это пока отдельные позитивные показатели", а нам необходимы принципиальные решения на рынке труда с учетом демографических вызовов. Кстати, Максим Топилин также не питает иллюзий относительно дальнейшего снижения безработицы. По его прогнозу, в 2008 году она стабилизируется на уровне 1,3 - 1,4 миллиона. При этом потребность в трудовых ресурсах будет расти. За счет чего же ее удовлетворять?

    Иностранная рабочая сила, понятно, всегда готова. Но... Первое - в большинстве своем эти люди не рассматривают Россию как свой дом и постоянное место жительства. Второе - даже если бы рассматривали, чрезмерное их присутствие немедленно вызовет негативную реакцию коренного населения. Третье - квалификация сегодняшних гастарбайтеров в большинстве очень низкая. Поэтому, по глубокому убеждению руководителя Роструда и его коллег в регионах, не отказываясь от иностранцев, ставку необходимо делать на внутренние резервы. Какие?

    Первый резерв - переобучение профессиям, востребованным на региональных рынках труда. Сейчас эта работа тоже ведется, но назвать ее эффективной нельзя (за исключением отдельных регионов). В основном службы занятости не имеют достоверной и полной информации о потребностях местного бизнеса.

    Второй резерв - поощрение внутренней трудовой миграции, которая у нас довольно низкая. Татьяна Голикова настойчиво пыталась выяснить, почему люди не едут из регионов с избыточными трудовыми ресурсами туда, где их не хватает, и что нужно сделать для повышения мобильности нашего населения. Как выяснилось, одна из причин в том, что государство чрезвычайно скудно помогает внутренним мигрантам. Специалисты по занятости, например, не понимают, почему соотечественникам, приезжающим по госпрограмме переселения из-за рубежа, предлагаются несравнимо более выгодные условия переселения. К тому же почти повсеместно встает проблема жилья. Впрочем, по мнению Максима Топилина, если человеку предлагается достойная зарплата, то никакие иные преференции ему не нужны. Тем не менее Татьяна Голикова не стала спорить с тем, что внутренние и внешние переселенцы оказались в неравных условиях.

    Третий, похоже, наиболее мощный резерв - это люди предпенсионного возраста. Сейчас на бирже труда они составляют 8,5 процента безработных. На самом деле их значительно больше, так как по закону, если человек остался без работы за два года до пенсии, то он может пойти на досрочную пенсию, чем большинство и пользуются. Все просто - этих людей работодатели не жалуют. Между тем их армия будет расти и расти, и без них экономика просто не справится, а пенсионная система захлебнется. Поэтому уже в самой ближайшей перспективе службам занятости придется делать ставку именно на эту возрастную категорию. Речь пока не идет о повышении пенсионного возраста, а всего лишь о том, чтобы создать условия, в которых 50-60-летние будут востребованы на рынке труда.

    Поделиться