Новости

07.12.2007 01:55
Рубрика: Культура

Из жизни привидений

Коротких путей к зрительскому счастью не бывает
Нулевые годы века - традиционное время увлечения потусторонним. Научно-популярные телеканалы гонят пургу насчет привидений, гадалки стали телезвездами, попы охмуряют народ сказками о бессмертной душе, неустанно пополняя животы.

Призрак, помоги себе сам!

Чуткий видеорынок на возросший спрос исправно отвечает, выстреливая все новые диски с дьявольскими кознями и с живыми умершими.

Триллер Дэвида С. Гойера "Невидимый" разрабатывает золотую жилу историй об умершем, но не до конца, человеке, душа которого еще не отлетела и слоняется среди людей. Это ремейк одноименной шведской картины Джоела Бергмалля - американское кино любит подхватывать в Европе и Азии удачные сюжеты и делать свои версии для мирового проката (вспомним, к примеру, что оскароносные "Отступники" Скорсезе - не более чем бледная тень гонконгского триллера "Двойная рокировка"). Немыслимо романтизированный герой голливудского "Невидимого" Ник Пауэлл (его играет восходящая звезда Джастин Чатвин) - юноша состоятельный и поэтичный, он в разладе со своей эгоистичной матерью, зато в классе слывет авторитетом и кумиром. Он талантлив во всем и, в частности, в бизнесе: свои способности выводить буквы на бумаге с выгодой продает, выполняя за товарищей по классу их домашние задания. Кроме того, он дружит с обожающим его одноклассником Питом и защищает его от наскоков приблатненной группировки во главе с другой одноклассницей - Анни Ньютон, девицей крутого нрава. Резкую девочку с большим знанием дела играет Маргарита Левиева, дочь русских эмигрантов, которая сейчас начинает активно сниматься в Голливуде.

Друг Пит глуп и трусоват - даже непонятно, что связывает с ним умницу Ника. В трудную минуту друг предаст, и Ника убьют. Но, как выяснится, не до конца - его полутруп агонизирует где-то в парке, а дух Ника невидимо бродит среди людей, пытаясь еще не из рая, но уже из предбанника вывести следствие на верную тропу. Напряженность картины обусловлена трудностью задачи: полутрупу нужно как-то передать живым информацию о том, где лежит умирающее тело, причем в запасе у него почти нет времени.

Картину смотришь со смешанным чувством: с одной стороны, занятно, с другой - так много глупых натяжек, что в пути теряешь интерес. Фильм пользуется наибольшим успехом у тинейджеров, которые еще не накопили скепсиса и готовы принимать все, что им внушают, с преувеличенной доверчивостью.

Дьяволессы ходят рядом

Теперь посмотрим, какие опасности подстерегают за каждым углом. Первую и главную описал еще Гете, создав напряженное либретто для оперы "Фауст": Дьявол непременно откликнется на любое амбициозное заявление, выполнит самое сумасбродное желание, но ценою станет твоя бессмертная душа. Захотел человек снова, как в молодости, любить и быть любимым, и все, финита ля комедия, - добро пожаловать в ад!

Эту тему кино разрабатывает едва ли не с пеленок. Вот и хороший актер Алек Болдуин решил построить на ней свой режиссерский дебют и снял кино под названием "Дьявол и Дэниэл Уэбстер". Дьявол здесь принял обличье рыжеволосой Дженнифер Лав Хьюитт, и получилась назидательная фантазия об одаренном писателе, которого в минуту неудачи заарканила дьяволесса - он подписал контракт о продаже своей бесценной души в обмен на эфемерный успех. Успех обрушится на него немедленно, но быстро выяснится, что без души никакой триумф человеку не в радость. Одаренный писатель станет писателем бездарным, сознающим эту бездарность и оттого страдающим.

Действо завершит эпизод страшного суда над дьяволессой, якобы бесстыже надувшей писателя, с Эрнстом Хемингуэем и Труманом Капоте в безмолвной массовке "присяжных". Есть в фильме и резонер, который до поры молчит, мирясь с творимым беспределом, а потом разражается горестным монологом типа: "А вы, надменные потомки..." Тут даже такой умный актер, как Энтони Хопкинс, пребывает на экране с пустыми глазами, не столько делясь мыслями персонажа, сколько вспоминая беспросветный текст. Картина вышла такой предсказуемой, назидательной и глупой, что режиссер и исполнитель главной роли Алек Болдуин в конце концов решил укрыться под псевдонимом Гарри Киркпатрик, и лента, снятая в 2004 году, лежала на полке, пока в 2007-м ее не подобрал российский кинопрокат.

Без языка

Коллекцию привидений пополнил наш очередной "Волкодав из созвездия Серых Псов", который на этот раз вышел под названием "1612". Это русская история в обличье, привидевшемся сценаристу Арифу Алиеву и режиссеру Владимиру Хотиненко. Они идут по этой истории, не разбирая дорог и фактов, прямиком к триумфу у доверчивых подростков. Главный источник этого патриотического вдохновения - американские фэнтези типа "Властелина колец", сдобренные рваным ритмом клипо-комиксов и обогащенные опытом гонконгских кровавых боевиков, где можно поучиться классно отрезать людям языки. Все это переодевается в новенькие, с иголочки, поддевки и лапти, снабжается вилами, топорами и модной ксенофобией, обильно поливается чертовой смесью язычества с православными догмами, помещается в новопостроенную деревянную Москву, которую не жалко и сжечь, и облагораживается действительно классной фоновой музыкой композитора Алексея Рыбникова.

Топ-10 DVD (по данным Сети "Пурпурный легион"):

1. "Пираты Карибского моря. На краю света". США, фэнтези.

2. "Шрек Третий". США, анимация.

3. "Симпсоны в кино". США, анимация.

4. "Королевство". США, боевик.

5. "1612". Россия, приключения.

6. "День выборов". Россия, комедия.

7. "Порок на экспорт". Великобритания, триллер.

8. "Миссия невыполнима-3". США, триллер.

9. "Смерть на похоронах". Великобритания, комедия.

10. "Гарри Поттер и орден Феникса". Великобритания, фэнтези.

Культура Кино и ТВ