"Суперджет-100" может подняться в небо до конца этого года

Несколько месяцев в Центральном аэрогидродинамическом институте, что в подмосковном Жуковском, длились статические испытания планера самолета "Супер-джет-100".

Экспериментальная модель "Суперджет-100", что называется "в полный рост", была доставлена в ЦАГИ с завода в Комсомольске-на-Амуре. На ней, как того требуют сертификационные нормативы, проверялись прочностные и аэродинамические показатели. По словам президента компании "Гражданские самолеты Сухого" Виктора Субботина, в ЦАГИ проведена серия проверок конструкции планера на эксплуатационные нагрузки. Тестирование самолета именно по такой схеме проводится для того, чтобы получить в максимально сжатые сроки заключение о статической прочности, необходимое для первого вылета.

На языке специалистов все звучит очень сухо. В самом деле, что для непосвященного значат, к примеру, испытания кессона крыла? Или, допустим: тест на герметичность фюзеляжа и его опрессовка? Или комбинированные испытания горизонтального и вертикального оперений самолета? Специалисты же знают: все это более чем серьезно. Крылья, оперение, фюзеляж, шасси воздушного "новичка" с помощью специальных устройств должны доказать свою "состоятельность" - выдержать определенную нагрузку. Все, что самолет будет испытывать во время взлета, полета и посадки, включая возможные нештатные ситуации. Причем имитация - полная.

Важно одно: все эти составляющие работают на конечный результат - первый полет самолета. К слову, там параллельно с подготовкой к первому полету и летным испытаниям первого самолета продолжается сборка второго и третьего опытных образцов "Суперджет-100". В частности, для второго уже изготовлен центроплан, состыкованы закабинный и хвостовой отсеки фюзеляжа, средняя его часть, завершается сборка кессона отъемной части крыла. То же самое делается и по третьему самолету. Всего в летных испытаниях будет задействовано четыре опытных машины, а не одна, как раньше. Они будут отрабатывать различные режимы, и таким образом время сертификации значительно сократится.

Сказать, что российские авиаперевозчики заинтересованы в скорейшем завершении всех испытаний, включая летные, и сертификации новой машины, - не сказать ничего. Ведь "Суперджет-100" уже многие называют главным козырем российского авиапрома в ближайшем будущем. И не случайно: это единственный сегодня российский пассажирский самолет, который должен заменить эксплуатируемые сейчас самолеты Ту-134, а также Ту-154 и который изначально делается исходя из требований мирового рынка. У него есть все шансы на равных побороться за место под солнцем с признанными авторитетами мирового рынка региональных самолетов - канадской компанией Bombardier и бразильской Embraer. Для авиакомпаний новые "крылья" - это существенно новые возможности: семейство "Суперджет-100" представлено моделями на 75 и 95 мест с базовой и увеличенной дальностью полетов. Взлетная масса в зависимости от модификации составит 35,6 - 45,9 тонны. Дальность полета - от 2690 км до 4800 км.

Серийное производство самолета начнется в 2008 г.

Создатели "Суперджета-100" уже имеют 73 твердых заказа и 31 опцион. В частности, это твердые контракты с "Аэрофлотом" (30 самолетов), Финансовой лизинговой компанией (10 самолетов), авиационным альянсом "Эйр-Юнион" (15 самолетов), авиакомпанией "Дальавиа" (6 самолетов), итальянской авиакомпанией "ИтАли" (10 самолетов), армянской авиакомпании "Арм-авиа" (2 самолета).