Вчера председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, первый вице-премьер Сергей Иванов поздравил ветеранов и коллег по ВПК с полувековым юбилеем и обозначил ряд проблем, над которыми предстоит серьезно поработать отечественной оборонке.
Ситуацию в нашем военно-промышленном комплексе впору назвать парадоксальной. Выпуск оборонной продукции постоянно увеличивается. Это факт. Однако сотня танков и 18 самолетов, которые ежегодно получают Вооруженные силы, не покрывают даже минимальных потребностей военных в новой технике. С другой стороны, стране не по карману держать оружейные излишки. Найти оптимальный баланс между армейским "надо" и промышленным "можем" как раз и призвана Военно-промышленная комиссия.
- Проблема сейчас не в отсутствии денег на современное вооружение. Деньги есть, - напомнил первый вице-премьер. - Проблема в кадрах, технологиях и перевооружении производства.
Речь по сути идет об изменении всей системы формирования гособоронзаказа. Как было раньше? Промышленность, к примеру, могла производить ракеты, для которых еще не построили шахты. Теперь оружейные контракты стараются синхронизировать с заказами второй очереди - на объекты хранения, ремонта и обслуживания вооружения и боевой техники и т.д.
Сергей Иванов вчера откровенно признал: в 90-е годы прошлого столетия российские Вооруженные силы удержались на плаву только благодаря заделу, существовавшему в оборонке с советской поры. Зато сейчас у ОПК открылось второе дыхание. Заказы на суперсовременные системы вооружения вроде стратегического "Тополя-М", оперативно-тактического "Искандера" или зенитно-ракетного "Триумфа" С-400 позволяют оборонной промышленности не просто выживать, но и развиваться. Конечно, это не значит, что на заводах скоро начнут клепать "Тополя" в немыслимых количествах. Правительственная комиссия дотошно изучает заявки минобороны на ту или иную боевую технику, в том числе и по объемам ее поставок в войска, чтобы не допустить неоправданного расходования средств. Главное сегодня - качество и своевременность выполнения заказов.
- Тридцать "Тополей" в год нам не нужно. Мы считаем, что достаточно шести-семи, и Генштаб находит это количество приемлемым, - обрисовал Иванов ситуацию с главным оружейным комплексом для стратегических ракетчиков.
Конечно, военные не отказались бы и от тридцати "Тополей". Но тогда не хватило бы денег на квартиры, увеличение денежного довольствия военнослужащих, решение других социальных проблем в армии. К тому же, как справедливо заметил первый вице-премьер, не все сегодня определяется количеством. Оружие достигло такой убойной силы, что "считать по боеголовкам" военные потенциалы стран - только тратить время.
- Какая разница, тридцать раз мы уничтожим друг друга, двадцать пять или пять? - пожал плечами Иванов.
Он напомнил, что "Тополь-М" создан полностью на отечественной элементной базе. Для военно-промышленной сферы это имеет огромное значение, поскольку в интересах государственной безопасности закупать многие элементы для систем вооружения за рубежом просто нельзя. С другой стороны, важно уберечь от разбазаривания интеллектуальную собственность наших оборонщиков. Мы и так на этом потеряли десятки миллиардов долларов. По словам Иванова, бренды "Калашников" или "Сухой" уже сами по себе стоят огромных денег. Сохранить в неприкосновенности отечественные оружейные разработки можно, в том числе не допуская к приватизации стратегические научно-исследовательские институты. Первый вице-премьер подтвердил, что по многим оборонным НИИ и КБ такое решение уже принято.