08.12.2007 04:00
    Поделиться

    Москва и Будапешт высказались за увеличение межгосударственных инвестиций

    Стремительная поездка - всего на несколько часов - в Будапешт премьер-министра Виктора Зубкова имела несколько целей. И по большей части политических, нежели экономических. В Будапеште задавались вопросом: демократичными ли были российские выборы?

     

    - Выборы 2 декабря показали, что они были демократичными, - даже обиделся Зубков. - Народ поддержал курс президента Владимира Путина, ведь более 70-ти процентов проголосовали за него.

    Вспомнил Зубков и о том, что были разговоры о "якобы нарушениях", но "никто документов, подтверждающих это, до сих пор не представил". Поэтому премьер и убеждал венгров, что "никаких сомнений в том, что выборы были демократичными, ни у кого нет".

    О политике так о политике. Ведь вопросы, купит ли венгерская авиакомпания MALEV Sukhoi SuperJet 100 или станет ли Будапешт отстаивать свою независимость от "Газпрома", который является чуть ли не единственным поставщиком "голубого топлива" в этот регион, уже давно перешли в политическую плоскость. Будапешт пытается любыми способами избавиться от зависимости от российского газового монополиста, рассуждая, что иметь единственный источник - это рискованно. Однако подобная точка зрения, судя по всему, явно не устраивает "Газпром". И хотя слова "проект Nabucco" на российско-венгерских межправительственных консультациях не звучали, очевидно, что это добавляет "ложку дегтя в российскую бочку меда". Объясняется это просто: газопровод Nabucco мощностью 31 млрд кубометров в год, который пройдет с Каспийского шельфа в Европу через Турцию и Балканы, является основным конкурентом "Южного потока", который позволит отказаться от транзитных услуг большинства стран Восточной Европы. Как известно, Совет министров ЕС на конференции в Вене одобрил план финансирования газопровода Nabucco, предположительная стоимость которого оценивается в 5,1 млрд долларов. Планируется, что его строительство завершится к 2012 году.

    - Мы относимся к этому проекту скептически, поскольку не видим экономической основы, - заметил накануне визита источник в российской делегации. Правда, по российскому проекту "Южный поток" сейчас вообще нет ни маршрута, ни технико-экономического обоснования. Однако очевидно, что в случае его реализации "Газпром" будет как минимум транзитером, как максимум - еще и поставщиком и вновь замкнет на себе все поставки.

    - Я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что он будет построен, - подтвердил правительственный источник. Он уверен еще и в том, что реализация "Южного потока", несмотря на отсутствие каких бы то ни было расчетов, сделает экономически необоснованным проект Nabucco. Такие аргументы, судя по всему, и приготовил премьер Виктор Зубков своему венгерскому коллеге Ференцу Дюрчаню, ведь Будапешт еще не принял решение об участии в "Южном потоке". А ведь мог бы.

    Венгры не могли не припомнить российскому премьеру о ценовых проблемах с Украиной и Белоруссией.

    - У нас нет проблем, - заметил Зубков. - Россия надежный партнер и в дальнейшем будет выполнять свои обязательства. Правда, цели у "Газпрома" и Венгрии разные. Российский газовый монополист стремится диверсифицировать источники поставок газа в страны Европы. А Будапешт явно не собирается "складывать все яйца в одну корзину". И с точки зрения некой энергетической безопасности венгерское правительство серьезно присматривается к Nabucco, пытаясь успокоить российских газовиков тем, что мощность Nabucco составит лишь 20-30 миллиардов кубометров в год, а это менее половины дополнительного спроса на то количество газа, которое, по оценкам экспертов, будет необходимо Европейскому союзу к 2020 году.

    - Такая ситуация не угрожает поставкам российского газа в регион, - отвечал госсекретарь министерства экономики Венгрии Балаш Фелсманн. Однако вряд ли подобная позиция придется по душе "Газпрому". Но Будапешт может сделать другой реверанс в сторону российского правительства. Венгерская авиакомпания MALEV еще весной этого года объявила о своем намерении приобрести 15 самолетов Sukhoi SuperJet 100. "Это очень интересный проект: если он будет реализован, то на европейский рынок войдут наши яркие разработки", - заметил источник в российской делегации. Правда, соглашение, которое подписывалось вчера с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и российской авиакомпанией Air Union, участвовавшей в международном консорциуме по приобретению MALEV, не подразумевало приобретение самолетов. Речь шла лишь о рамочном соглашении, и ВЭБ подтвердил готовность открыть кредитную линию. Впрочем, после переговоров и Дюрчань, и Зубков все больше говорили о том, что "подведен итог первого этапа взаимоотношений". И Москва, и Будапешт готовы перейти к новому - второму этапу с более высоким уровнем инвестиций. В общем, переговоры прошли в новом формате межправительственных консультаций.

    Поделиться