"Преступление и наказание" не поставили с ног на голову

Выборы прошли. И все выдохнули. В первую очередь политики, потом политологи. Затем артисты и мастера шоу-бизнеса. Наконец очнулось ТВ. А Михаил Жванецкий призвал нас быть счастливыми всем назло. Мы ему: "Почему назло, почему назло, Михал Михалыч? А почему, не несмотря ни на что?" Он - нам: "Это полотенце".

 

Они возвращаются

Сразу хотелось бы выразить благодарность Владимиру Соловьеву за то, что он в своей послевыборной программе "К барьеру!" позволил выступить человеку, который думает не так, как Кургинян, который заполонил наше ТВ.

Некургинян Андрей Нечаев, конечно, своему харизматичному оппоненту проиграл, но все-таки он что-то свое успел вставить о времени 1990-х и либералах той поры. И, может, поэтому проигрыш демократов в этом отдельно взятом шоу оказался не столь катастрофическим, как на канувших в историю выборах.

На послевыборном шоу Максима Шевченко "Судите сами" снова ругали Америку заодно с Европой, правда, уже не так сладострастно и ожесточенно, как раньше. И опять же большое спасибо телеведущему, что он допустил в студию еще и тех, кто говорит и думает не так, как Кургинян.

Отдельное спасибо Владимиру Познеру - на его программе "Времена", обсуждавшей проблему Косово, вовсе не было Кургиняна. Был Джемаль. Хоть какое-то разнообразие в антиамериканской риторике.

Ее ослабление в эфире все-таки заметно. Оно дало себя почувствовать, может быть, еще и потому, что завершилась на Первом канале "Большая игра" Михаила Леонтьева, эпиграфом к каждому выпуску которой служили слова Киплинга: "Когда все умрут, кончится Большая игра".

Та игра, что в кавычках, кончилась аккуратно в день выборов, а мы, слава богу, еще живы. И, если так дело пойдет (я имею в виду ослабление личной неприязни наших политических оракулов к Западу), мы еще увидим до конца этого года (или в начале нового) не только небо в алмазах, но и документальный сериал Владимира Познера и Ивана Урганта о той Америке, которой можно не бояться.

Фильм этот к показу намечался на ноябрь (так говорил мне сам автор), но по трезвому размышлении руководство канала решило развести в своем эфире Познера и Урганта - с одной стороны, и Леонтьева и Киплинга - с другой. Поскольку Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им... трудно. Вместе они не сошлись и на сей раз.

Сеанс темной магии

Если в политические ток-шоу хотя бы в малой степени вернулся дух состязательности, то из некоторых развлекательных программ он выветрился. Второй раз забракованная зрителями Анастасия Волочкова волею начальников первого телеканала и по просьбе трудящихся вышла в финал "Ледникового периода", что не помешало Татьяне Тарасовой заверить публику, что у них в проекте "все по-честному".

Можно двумя способами профанировать спортивную составляющую развлекательного действа: либо подсуживать кому-то из игроков по ходу соревнования (и не обязательно кому-то одному), либо всем участникам раздать по прянику, по серьгам, по выгодному контракту...

А можно сделать и то и другое одновременно, как это мы наблюдали в минувшее воскресение, когда финишировала "Фабрика звезд-7".

Не знаю, как у других зрителей, у меня возникло стойкое ощущение, что я наблюдал сеанс темной магии.

Значит, две недели Яна Чурикова сладким до приторности голосом призывала телезрителей слать свои эсэмэски в поддержку того или иного "фабриканта". И вот в финале попсового марафона выходят рефери и на голубом глазу докладывают нам, что они что-то там сложили, чего-то отняли, на что-то поделили, и вот вам - результат.

Ну, предположим, вы, братья Меладзе, братья продюсеры и сестры из Педсовета, складываете свои оценки с мнениями зрителей. Так покажите слагаемые успеха. Покажите, как вы проголосовали и как проголосовали зрители. Ну, хотя бы для приличия. Или просто для проформы. А то ведь это даже не наперстничество. Там хоть на ваших глазах вас обманывают.

Между прочим, напоминаю: СМС-голосование - штука платная. Для отправителя. Каждый платит понемногу, но в сумме - серьезная сумма. Потому и умоляют устроители развлекательных шоу не полениться пробить эсэмэску. Сначала умоляют, а потом засовывают голоса... куда подальше. Но не рубли, конечно.

Псевдосоревнования попсовиков-затейников иногда сменяются псевдодискуссиями мастеров высокой культуры о большом искусстве.

Отдельное спасибо Александру Гордону

В рамках цикла "Закрытый показ" Александр Гордон собрал в студии весьма почтенную публику, чтобы обсудить идущий в эфире Первого канала сериал "Преступление и наказание". И едва начался разговор, как сразу стало понятно, что эта передача - лишь слегка завуалированная пиар-кампания самого сериала. Экранизацию мало кто видел из собравшихся. Кроме приглашенных создателей, ее видела артистка Оксана Мысина. Она сообщила, что потрясена. Кинокритик Евгений Марголит признался, что ему кинорежиссер Дмитрий Светозаров интересен, отдал он должное и таланту автора романа: "Я, как увидел миску с похлебкой в комнатушке Раскольникова, так сразу захотелось бежать за топором".

Остальные участники больше говорили о высоком и банальном, но необычайно горячо.

Сидит известный мастер театра. Он спокоен, на лице иногда является улыбка, выдающая в нем иронический склад ума, житейский опыт. Но едва ему дают микрофон, с ним делается что-то необыкновенное: он начинает проповедовать, временами переходя на крик, будто на митинге.

В какой-то момент дискуссия о назначении экранизации в нашей духовной жизни начала напоминать беседу двух литературных персонажей Крутицкого и Мамаева. Они тоже размышляли о вреде новаций в разных сферах жизнедеятельности.

Крутицкий: Вот стоит стол на четырех ножках, и хорошо стоит, крепко.

Мамаев: Крепко.

Крутицкий: Солидно?

Мамаев: Солидно.

Крутицкий: Дай попробую поставить его вверх ногами.

Ну, и поставили.

Уже сейчас в середине показа сериала всякому непредвзятому зрителю видно, что "Преступление и наказание" с ног на голову авторы экранизации не поставили. Литературное произведение бережно перенесли на телеэкран. А жив ли уважаемый клиент?

Я-то не хотел бы забегать с оценкой не до конца просмотренной телеверсии.

Все, по-прежнему, вдохновляются успехом телевизионного "Идиота" и полагают, что Достоевский - гарант высокого рейтинга.

Это между тем, как уже сегодня, на середине телеповествования, "Преступления и наказания", стало понятно, не так. Тот рейтинг был обеспечен тем, что Владимир Бортко перевел прозу Достоевского на великий и могучий язык Дмитрия Нагиева ("Окна"), Андрея Малахова ("Пусть говорят") и Лолиты Безкомплексной.