11.12.2007 04:00
    Поделиться

    Налоговый сюжет на больную тему

    Мы знаем, что правильно организованная работа фискальных органов является системообразующей задачей в сфере развития государства. И приоритетом в деятельности этих органов - об этом говорилось на самом высшем уровне - должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин. Знаем, но молчим.

    Наверное, поэтому налог на добавленную стоимость, как и раньше, остается наиболее болезненным вопросом при обсуждении налоговой реформы страны. Весь (!) его объем по экспортным операциям в стране возмещается только через суд. Причем есть немало случаев, когда НДС не возмещается даже и по решениям судов. Пример тому - ситуация, которая сложилась в ряде районных налоговых инспекций Московской области. Но вот что интересно. По мнению экспертов, занимающихся этой проблемой, такого отношения со стороны налоговиков к решениям суда нет нигде в Российской Федерации.

    "Подобное стало возможным в результате отсутствия надлежащего контроля за работой подчиненных сотрудников со стороны руководства Управления ФНС России по МО". Это цитата из представления "Об устранении нарушений требований Арбитражного процессуального кодекса РФ", направленного прокуратурой МО в адрес руководителя этого управления Сорокиной И.А. К представлениям прокуратуры во все времена относились серьезно, и, как рассчитывает руководство компаний и предприятий, пострадавших от действий налоговиков, подобное отношение будет сохранено.

    Надо надеяться также, что подобное уважительное отношение будут сохранено и к статье 16 АПК РФ, где говорится, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, организаций, должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ.

    Контроль в этой сфере значительно усилился в последнее время, причем даже по отдельным случаям. Так, Генеральной прокуратурой РФ дано поручение прокуратуре Московской области провести проверку работы МРИ ФНС N 5 по Московской области, длительное время не исполнявшей решения суда о возврате НДС предприятиям Подольска, о чем газета уже писала. Исполнение данного поручения взято под контроль Генеральной прокуратурой. В том же представлении прокуратуры МО, копия которого находится в распоряжении редакции газеты, говорится и о предостережении прокуратуры о недопустимости нарушений закона, объявленном одному из начальников районной налоговой инспекции МО. Ему было разъяснено, что статьей 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение государственным служащим вступившего в законную силу решения суда, а также воспрепятствование его исполнению. Судя по представлению, дело предостережением не закончилось. В настоящее время в отношении этого чиновника расследуется уголовное дело по упомянутым статьям. Специалисты прекрасно знают, что необоснованное затягивание сроков возврата НДС влечет за собой штрафные санкции по отношению к налоговым органам в пользу коммерческих организаций, что ложится дополнительным огромным миллионным бременем на федеральный бюджет Российской Федерации. Штрафы нынче немалые. Так кто их должен платить? Бюджет? В нем достаточно расходных статей и без тех, которые формируются в результате промашек, оплошностей или, не дай бог, злого умысла чиновников.

    Нерадивый чиновник активен. В процитированном представлении прокуратуры МО говорится, например, что по нескольким предприятиям уплаченные НДС и проценты за нарушение срока его возврата не возмещены до сих пор. И это несмотря на то, что в действиях, указанных в представлении юридических лиц, отсутствуют составы каких-либо преступлений. Об этом свидетельствуют постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении юридических лиц, вынесенные в результате проверок, проведенных правоохранительными органами в порядке статей 144-145 УПК РФ. При этом в представлении особо отмечается, что данные проверки были организованы налоговыми органами в нарушение сроков и порядка, установленных совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

    Но и это не все. Только бюрократической активностью со знаком "минус" можно, наверное, объяснить целый поток чиновничьих жалоб в правоохранительные и судебные органы. Так, вместо того, чтобы выполнить самостоятельно и немедленно, как велит закон, судебные решения, налоговики просто заваливают суд многочисленными жалобами на неправомерные действия судебных приставов и тут же проигрывают их в суде, тем самым затягивая выполнение судебных решений. Все эти действия выглядят как беспрецедентное давление, противостоять которому действительно трудно. Но можно. Надо отдать должное правоохранительным органам, прокуратуре, арбитражному суду и судебным приставам, которые пока еще сдерживают этот напор.

    Трудно только понять безрассудную смелость некоторых начальников налоговых инспекций, которые, несмотря на наличие около сотни невыполненных ими решений суда, наложенных на них персонально судебных штрафов, представлений, предостережений и даже возбужденных на них персонально уголовных дел, без одобрения, управления и непосредственного участия Управления ФНС по МО, не выполняют решения суда, всупившие в законную силу.

    В президентском Послании Федеральному Собранию говорилось, что, направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей, а порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур. "Многим чиновникам кажется, - говорил президент, - что так будет всегда и что подобные издержки - это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии". Это Послание Федеральному Собранию президент сделал в 2005 году. Приятно сознавать, что правоохранительные и судебные органы правильно поняли главу нашего государства и сделали необходимые выводы в своей работе.

    В распоряжении редакции сегодня имеется письмо, подписанное руководством УФССП по МО, в котором сказано, что "исполнение судебных решений о взыскании с МРИ ФНС N 5 по МО, а также других налоговых инспекций уплаченного ранее НДС взято на особый контроль". Пока судебными приставами города Подольска исполнено лишь одно судебное решение на сумму 45 тысяч рублей. Результат появился, и, можно надеяться, будет и завтра.

    Будет ли он всегда качественным и полноценным? Это в первую очередь зависит от твердой и принципиальной позиции службы судебных приставов, которые во исполнение судебных решений должны лишь следовать букве закона. У УФССП по МО это сегодня начало получаться, как получается и в Подольском районе, где коллектив районного отдела обновился, где появились новый руководитель-профессионал Нематов Р.Ш. и его помощник пристав-исполнитель Самохвалов В.И. Можно надеяться, что их качественная работа способна поднять уважение фискальных органов Московской области как к решениям суда, так и к службе судебных приставов.

    Конечно, хотелось бы, чтобы и более адекватным стало сотрудничество налоговиков с бизнес-структурами, чтобы реже упоминались в разговорах, судах и прессе пресловутые МРИ ФНС N 5 и Управление ФНС по Московской области. Оптимист написал бы, что это все не за горами. Наверное. Но такой темп, увы, устраивает не всех. А потеряем время, потеряем, как говорилось в одном из Посланий главы государства, возможность для обеспечения большей свободы предпринимательства и справедливого отношения к нему со стороны государства.

    Прокуратурой МО предложено руководителю Управления ФНС по Московской области советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса г-же Сорокиной И. А. устранить выявленные нарушения действующего законодательства; принять реальные меры к исполнению судебных актов, вступивших в законную силу; привлечь к ответственности лиц, виновных в допущении выявленных нарушений действующего законодательства. На все это г-же Сорокиной И. А. дан один месяц.

    Поделиться