Треть лекарств пациенты челябинских стационаров до сих пор покупают сами

Вчера министерство здравоохранения Челябинской области обнародовало результаты работы выездной коллегии, проверившей медицинские учреждения областного центра.

Специалисты минздрава ежегодно ревизуют больницы и поликлиники в двух муниципальных районах. В этом году - впервые за последние 20 лет - ставили диагноз системе здравоохранения Челябинска.

- Раньше у нас не возникало желания проверять Челябинск, - говорит Марина Москвичева, заместитель министра здравоохранения Челябинской области. - Здесь сосредоточены самые сильные кадры, здесь передовые медицинские центры, 60 процентов городских больниц являются клинической базой для медицинских вузов. Если уж здесь плохо - то где тогда хорошо?

Тем не менее выездная комиссия минздрава - ведущие эксперты и главные внештатные специалисты - нагрянула с ревизией в областной центр. С мая по октябрь она проверяла все больницы и поликлиники: 20 взрослых и 21 детскую. Качеству и количеству предоставляемых медицинских услуг поставили оценку "удовлетворительно".

Главная, пожалуй, проблема, которую обнаружили члены комиссии, - социально значимых заболеваний врачи Челябинска выявляют меньше, чем в среднем по области. Есть и такие больницы, где за девять месяцев участковые врачи и терапевты выявили только одного нового больного с гипертонией. Нашли лечебное учреждение, где за два года не поставлено ни одного диагноза "туберкулез" и "диабет".

Обнаружили и простаивающее медицинское оборудование, которое поступило в больницы по национальному проекту "Здоровье". Большей частью эта проблема касается не столько медицинских аппаратов (комиссия отыскала три рентген-установки, купленные еще в 2006 году, но до сих пор не установленные), сколько лабораторного оборудования. Главврачи в голос говорят, что это долгожданное и современное оборудование оказалось почти бесполезным: у больниц нет денег, чтобы покупать дорогие реактивы, и, что самое печальное, нет лаборантов, которые работали бы на нем. Впрочем, обеспечивать всеми сопутствующими материалами и кадрами больницы - головная боль городской администрации.

Выездная комиссия минздрава Челябинской области не может составлять предписания, ограничиваясь рекомендациями, исполнять или не исполнять которые - добрая воля управления здравоохранения каждого конкретного муниципалитета. Комиссия выявила в Челябинске нерациональное использование коечного фонда: пролеченных больных зачастую меньше, чем коек в стационаре. Подсчитали убытки: простой круглосуточных коек и необоснованная госпитализация обходится городу в 280 миллионов рублей.

- Это называется социальным заказом, - комментируют ситуацию в управлении здравоохранения Челябинска. - Сколько пролечить в круглосуточном стационаре, сколько в дневном, сколько будет посещений поликлиник - мы просчитываем на год вперед. ФОМС должен этот заказ оплатить, а мы - в него уложиться. Но здоровье - непрогнозируемая вещь. Сейчас ухудшилась погода - дети стали больше болеть ОРЗ, гриппом, пневмонией. А мы за этот год уже выбрали свой муниципальный заказ по таким детям, и ФОМС отказывается финансировать "перерасход". А мне что ж теперь, детей не лечить?!

Кроме выездной комиссии минздрава городские больницы и поликлиники регулярно обследуют представители Роспотребнадзора, Росздравнадзора и ФОМСа. Они обнаружили, что пациенты в больницах по-прежнему платят за медикаменты: в среднем - за 35 процентов всех назначенных в стационаре лекарств. Но бывает, что врачи просят оплатить лекарства чуть ли не полностью. Например, комиссия назвала ГКБ 8 и ГБ 10, где пациенты покупают 80-90 процентов назначенных препаратов. И почти четверть медицинских услуг - платные для населения.

Выездная комиссия оставила 25 рекомендаций по устранению недостатков - главе города и управлению здравоохранения. Горздрав немедленно отчитался, в том числе и по стационарным койкам: в нынешнем году 200 из них перевели из круглосуточного в дневной фонд, и борьба за эффективные медицинские расходы продолжится. Столь оперативная реакция проверяющую комиссию особенно радует: многие города откликаются на критику минздрава лишь спустя несколько лет, и, как результат, проверки почти не влияют на качество медицинского обслуживания. В следующем году выездная комиссия отправится в Магнитогорск.

Комментарии

Роман Панов, исполнительный директор Челябинского фонда обязательного медицинского страхования:

- Считаю, что Закон "Об обязательном медицинском страховании" должен дать нам, как финансирующей организации, больше возможности воздействовать на лечебные учреждения. Сейчас мы находимся в очень странной ситуации: финансируем больницу и постоянно получаем жалобы. Выходим на проверку - действительно больница работает из рук вон плохо. Мы встаем перед непростым выбором: надо наказать больницу - а как? Уменьшить финансирование? Но это получится наказание коллектива, рядовых работников и пациентов, поскольку у больницы будет меньше денег. Законодательно должна быть прописана возможность, как органу, контролирующему и обеспечивающему защиту пациентов, какого-нибудь административного воздействия с нашей стороны. Например, указать в законе: кто платит, тот и согласовывает назначение на должность руководства больницы. Пока страховые компании как субъекты бизнеса четко доносят до нас информацию о неэффективных расходах больниц: ФОМС дает больнице миллион, но эту же работу можно сделать за 800 тысяч.

Сейчас в каждом случае нарушения прав пациента приходится в индивидуальном порядке вступать в переговоры с управлением здравоохранения, с главой муниципального образования. Например, главный врач одной из детских больниц Челябинска использует такой способ: если его что то не устраивает в финансировании со стороны ФОМСа, он каждого вновь поступающего пациента - маму с больным ребенком - отправляет к нам. Мол, получай гарантийное письмо, что ФОМС за тебя заплатит. Мамы со слезами приходили к нам и просили эти гарантийные письма. Это что - врач? Или управленец? Или другой пример: молодому человеку исполняется 18 лет в тот день, когда он лежит в реанимации - был ребенок, стал взрослый, а выписывать его еще рано. Начинается давление на родителей: вы, мол, сходите в ФОМС и получите подтверждение, что его профинансируют, а то ведь он уже взрослый - куда хотите, туда и забирайте. Наказывать таких главврачей надо!

Виталий Тесленко, начальник управления здравоохранения администрации Челябинска:

- Любая комиссия найдет недостатки, если начнет проверять. Объем и качество нарушений, которые обнаружила комиссия минздрава, говорит скорее о том, что мы не зря работаем. Платные услуги, оказываемые в лечебных учреждениях, фиксируются в управлении здравоохранения: мы даем разрешение на оказание того или иного вида платной помощи, контролируем работу таких отделений. Поэтому всегда говорим: покажите нам врача, который незаконно занимается поборами - мы его сами посадим. Есть объективные факторы, которые не учитывает ФОМС. К примеру: тарифы ФОМСа за последние два года выросли на 25,7 процента, а зарплата всех бюджетников - более чем на 75. Лечебные учреждения постоянно перед выбором - нарушать или не нарушать закон. Им надо и зарплату платить, и больных в стационаре лечить. ФОМС закрывает потребности муниципальных больниц и поликлиник только но 64 процента.

Михаил Вербицкий, главный врач ГКБ 8:

- Мы каждый год заканчиваем с кредиторской задолженностью, это типично для любой горбольницы. Во всех больницах нет пластыря, нет шприцов. Больные покупали и будут покупать все необходимые им лекарства - больница не может обеспечить элементарного! И, думаете, нам это выгодно? Мы сами поставлены в унизительное положение, если врач приходит в палату к пациенту и каждый раз просит: "Купите, пожалуйста, бинты, нам вас перевязывать нечем!" Я должен за кислород заплатить, за кровь, а препараты крови постоянно растут в цене! Тарифы ФОМСа - 1,2-1,5 миллиона рублей на лекарства Ц- этого не учитывают. Вот поднимается зарплата у бюджетников на 15 процентов - я своим врачам тоже должен поднять ее на 15 процентов. А тарифы ФОМСа выросли всего на пять процентов. Откуда я возьму деньги? За счет лекарств...