Но в ходе избирательной кампании эта идея вновь возникла на законодательном горизонте в качестве неотъемлемой составной части экономической партийной программы новой партии. Теперь, поскольку партия - инициатор налога на роскошь прошла в Госдуму, эта законодательная инициатива может обрести "второе дыхание". Во всяком случае, это обязательство перед избирателями, которое пока никто не опровергал и от которого никто не отказывался. Остается он и в плане работы Думы.
Напомним, что согласно последнему варианту поправок объектами налогообложения налогом на роскошь признаются жилые дома, квартиры, дачи и другие строения, помещения и сооружения, земельные участки стоимостью от 15 миллионов рублей и выше. А также автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 миллионов рублей, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей.
Новый налог предлагается сделать федеральным, то есть поступления будут подлежать зачислению в федеральный бюджет. Плательщиками налога признаются не только физические, но и юридические лица. Если освободить юридические лица от уплаты налога, то это неминуемо приведет к "переписыванию" собственности (предметов роскоши) с физических на юридических лиц. Очевидно, что в этом случае потребители предметов роскоши фактически не изменятся, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Правительство дало отрицательное заключение на эти предложения. Было отмечено, что введение налога на роскошь приведет к двойному налогообложению имущества, так как оно уже облагается налогом на имущество физических и юридических лиц, а также к необоснованному увеличению налоговой нагрузки на граждан и организации.
Основная причина, почему появился этот законопроект, скорее всего приближающиеся выборы и стремление завоевать поддержку избирателей, считают эксперты. Причем подобные инициативы, если они являются недостаточно проработанными, могут привести к усилению фискальной нагрузки не только на богатейших собственников.
Например, множество людей еще с советских времен владеют участками в Подмосковье. И стоимость некоторых из них на сегодня может составлять значительно больше обозначенных 15 миллионов рублей даже с учетом скромного размера в 6 или 12 соток.
Павел Посашков,
начальник отдела юридической фирмы "Частное право":
- Полагаю, что проект закона, которым группой депутатов предлагается ввести налог на предметы роскоши, имеет очень мало шансов быть принятым Государственной Думой.
Во-первых, предлагаемый закон создает необоснованное двойное налогообложение. Так, в отношении жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, давно существует Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", устанавливающий годовой налог на указанное имущество.
В отношении имущества юридических лиц (как движимого, так и недвижимого) существует налог на имущество организаций, который платится от балансовой стоимости этого имущества, если оно принято на учет как "основные средства". В отношении земельных участков уже существует годовой земельный налог, который платят организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении транспортных средств уже существует транспортный налог с различными ставками в зависимости от видов транспортных средств.
Между тем из ряда определений Конституционного суда РФ однозначно следует, что двойное налогообложение одного и того же экономического объекта нарушает принципы справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции России (например, определения этого суда от 14 декабря 2004 г. N 451-О, от 24 мая 2005 г. N 177-О).
Во-вторых, представляется совершенно неисполнимой возможность привлечения к налогообложению собственников драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, живописи, скульптуры. Ведь налог по замыслу разработчиков исчисляется налоговыми органами, между тем неясно, как налог на предметы роскоши с этого имущества может быть исчислен налоговыми органами, так как не существует и, по моему мнению, не может существовать базы данных лиц, имеющих в собственности такое имущество.
Следует учесть, что это имущество может достаточно свободно менять собственников (например, путем дарения).Органы, обязанные регистрировать права на такое имущество и сделки с ним, также отсутствуют.
В-третьих, в принципе вызывает удивление переложение обязанности рассчитывать налог на роскошь на налоговые органы при том, что налоговой базой является рыночная стоимость имущества.
Соответственно, налоговые органы должны по каждой вещи самостоятельно исчислять ее рыночную стоимость и подтверждать документально правильность этой стоимости. Услуги оценщиков стоят денег. Закон, обязывающий оценщиков давать налоговым органам заключение о рыночной стоимости каждой вещи, отсутствует. При таких обстоятельствах налоговая база по этому налогу просто не установлена, поскольку не предусмотрен четкий порядок определения рыночной стоимости объектов налогообложения налогом на предметы роскоши.
Статья 40 НК РФ, на которую делается ссылка в статье законопроекта, посвященной определению налоговой базы, не дает однозначных ориентиров для определения рыночной цены.
В-четвертых, странным является полное отсутствие налоговых льгот для определенных категорий граждан, у которых вряд ли есть возможность уплачивать этот налог, например пенсионеров.
Елена Канавина,
специалист компании "Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг"
- Налог на роскошь существовал в разные времена практически во всех странах, во многих из них он был просто отменен, во многих заменен налогом на имущество по ставкам, возрастающим в зависимости от стоимости имущества. Но в некоторых странах он остается именно в том виде, в каком его планируется ввести в России.
Например, в США в 1990 году конгресс внедрил налог на предметы роскоши, а именно на ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Законодатели отменили почти все эти налоги три года спустя, однако налог на автомобили действовал в течение 13 лет. К 1993 году стало ясно, что введенный налог не оправдал ожиданий и не собрал планируемых денег, а ко всему прочему и оказал крайне негативное влияние на некоторые секторы экономики, в том числе многочисленные увольнения и убытки, в связи с чем был отменен. Сегодня в США существуют: налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).
Дифференцированная ставка применяется и во Франции - там налог на роскошь представляет собой ежегодный налог для физических лиц, стоимость недвижимости которых превышает сумму в 732 000 евро. Ставка данного налога увеличивается в зависимости от стоимости имущества.
В Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 процент - для жилья стоимостью 125-250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента, если оно стоит 250-500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента - для объектов дороже полумиллиона фунтов стерлингов.
В прошлом году правительством Сардинии были введены налоги на роскошь, чтобы извлечь выгоду от наплыва миллиардеров, собирающихся каждое лето на Изумрудном побережье. Налог на роскошь придется платить владельцам двух домов, а также владельцам яхт и частных самолетов. Сумма налога на яхты и дома рассчитывается с учетом их размера: за швартовку яхты длиной более 30 метров владельцу придется заплатить 10 тысяч евро; за дом площадью до 200 кв. м, расположенный в пределах трех километров от берега, придется выложить 3 тысячи евро в год. А каждый взлет или посадка частного самолета обойдется хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера.