Масштабность грядущих изменений подчеркивалась даже названием проекта. Первоначально предполагалось назвать обновленный текст законом "Об официальном бухгалтерском учете". Вероятно, авторы проекта таким образом хотели намекнуть, что неофициальный бухучет тоже существует. После обсуждений с заинтересованными организациями, слово "официальный" из названия исчезло. Что никоим образом не повлияло на существо вопроса.
Нововведения касаются трех аспектов.
Первый - регулирование бухгалтерского учета. Сейчас ведение бухучета в стране регламентируют государственные органы (при осуществлении общего методологического руководства правительством РФ). Проект предполагает передать часть полномочий саморегулируемым организациям. Передаваемые полномочия будут касаться преимущественно вопросов разработки стандартов. Утверждение национальных и отраслевых стандартов остается правом государственных органов.
Второй аспект - изменения "технического" характера. В частности, планируется разрешить составление первичных учетных документов в электронном виде. Но преимущественно эти "технические" изменения направлены на ужесточение требований к лицам, ведущим бухучет. Если нынешняя редакция закона полагает, что руководитель вправе сам определять, кто ведет бухучет в фирме, то проект с этой "вольницей" намерен покончить.
Самостоятельно смогут вести бухгалтерский учет только руководители субъектов малого предпринимательства. В остальных организациях бухгалтерский учет должен возлагаться либо на иное лицо (главного бухгалтера), либо для ведения бухучета следует заключить договор со сторонним лицом (бухгалтером или организацией). Впрочем, директор сможет, как и сейчас, издавать письменные распоряжения, обязательные для бухгалтера. Для руководителя организации в процессе бухучета меняется только одно - выбор бухгалтера.
Организация, эмитирующая ценные бумаги, страховая организация, независимый пенсионный фонд смогут после "обновления" закона принять на работу в качестве главного бухгалтера только специалиста с высшим экономическим образованием и определенным стажем работы (не менее трех лет из пяти последних - для экономистов со специальностями "бухучет" и "аудит", не менее пяти лет из семи последних - для прочих экономистов), а также являющегося членом саморегулируемой организации аудиторов. Эти же требования будут предъявляться к лицу, оказывающему услуги по ведению бухучета стороннего заказчика.
Такие требования вызывают определенные вопросы. Собственно, вопрос один: а не слишком ли усердствуют в формулировках лоббисты аудиторских организаций?! Аудит - совершенно самостоятельный вид деятельности, заключающийся в подтверждении достоверности чужой отчетности. Далеко не каждый бухгалтер захочет заниматься аудитом. И с какой бы это стати "загонять" бухгалтеров в саморегулируемые организации аудиторов?! Разумеется, если желание создателей СРО аудиторов получить максимальную сумму членских взносов не рассматривать в качестве приемлемого аргумента.
В остальном озвученные требования к главным бухгалтерам заставляют вспомнить советские времена: тогда государство также желало видеть на предприятиях на ответственных финансовых должностях лиц с высшим специальным образованием, а предприятия упорно предпочитали брать тех сотрудников, которые разбирались в бухучете. Интересно, что авторы рассматриваемого законопроекта собираются делать с руководителем страховой организации, который возьмет на работу главбуха с "ненадлежащим" образованием или стажем работы? Штрафовать будут, или как?
Единственным утешением для "больших" организаций оказывается наличие в законопроекте третьего аспекта. Трудности "больших" выглядят сущими пустяками в сравнении с тем, что ожидает фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей.
Предпринимателей для начала законопроект озадачивает обязанностью "организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни". Эта обязанность взваливается вообще на всех - и на юридических лиц, и на предпринимателей. Но если внутри юридического лица еще можно осуществить какой-то контроль, то о сути "внутреннего контроля" для предпринимателя авторы законопроекта скромно умолчали. Предпринимателям самостоятельно придется выяснять, как нужно "организовывать и осуществлять" предписанное "внутри себя". Можно, конечно, сделать запрос в минфин и узнать, что в минфине об этом думают. Но если минфин и выпустит какое-нибудь письмо в ответ, то ведь письма минфина - акты рекомендательного характера, которые, как известно, "никого ни к чему не обязывают".
"Внутренний контроль" - штука непонятная, но ею отделаются не все предприниматели.
Организации, находящиеся на "вмененке", давно ратовали за отмену бухучета. Ведь при определении вмененного дохода налог платится независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности, а потому бухучет таким организациям вроде и ни к чему. Тем более, для "упрощенцев" подобная поблажка существует: как предприниматели, так и организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Среди "вмененщиков" же наблюдается дискриминация: предприниматели бухучет не ведут, а организациям приходится это делать.
И вот, наконец, минфин услышал "глас народа": в ближайшем будущем дискриминация исчезнет! Правда, сделано это будет не за счет освобождения организаций, находящихся на "вмененке", от бухучета, а путем обязывания предпринимателей вести бухучет. Такая специфическая "справедливость" по-минфиновски.
Вообще-то, до того, как появился законопроект, была разработана "Концепция проекта федерального закона "О бухгалтерском учете", которую одобрила комиссия правительства России по законопроектной деятельности. И содержит концепция безусловно правильные идеи. Например, сказано, что "круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, - юридические лица", и что "новые права и обязанности лиц, на которых распространяется действие законопроекта... не возникают".. То есть "загружать" предпринимателей мыслями о бухучете концепция явно не намеревалась. Но, по сути, концепция - благие пожелания, а законопроект - суровая реальность. И сейчас имеет значение только то, что сказано в законопроекте.
Проект закона предполагает, что индивидуальный предприниматель может не вести бухучет, если при этом ведется учет доходов, расходов и/или иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. А как раз для "вмененщиков" налоговое законодательство не предусматривает никакого "учета объектов налогообложения". Сам смысл "вмененки" заключается в отсутствии подобного учета: государство определило сферы деятельности, в которых налоговое администрирование неэффективно, и ввело для таких сфер специальный порядок исчисления налога. Налоговый кодекс РФ называет объектом налогообложения для "вмененщиков" вмененный доход - "виртуальную" величину, которая не может быть предметом учета просто по определению. НК РФ характеризует вмененный доход как "потенциально возможный". Даже если предприниматель вывернется наизнанку, то и тогда он физически не сможет осуществить "учет потенциально возможного". А поскольку учитывать данный объект налогообложения предприниматели, находящиеся на "вмененке", не смогут, постольку им следует готовиться к ведению бухучета - собственными силами, или с привлечением стороннего бухгалтера. И так как для привлекаемых бухгалтеров исключений не существует, то предпринимателю надо помнить о необходимости выяснить, какой там у бухгалтера образовательный и профессиональный "ценз", а также состоит ли бухгалтер в СРО аудиторов. В общем, предпринимателям-"вмененщикам" мало не покажется!..
Предпринимателей-"упрощенцев", равно как и предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения, законопроект пока что не заставляет составлять баланс. А вот организации, применяющие "упрощенку", что называется, "попали": бухучет им "светит" по полной программе. Льгота для "упрощенцев", позволяющая не вести бухучет, будет отменена. Тут тоже торжествует "справедливость" по-минфиновски: теперь у фирм на "вмененке" исчезнет повод упрекать минфин в дискриминации. Всем станет одинаково плохо.
Нет, понятно, что обеспечение рабочими местами выпускников системы подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров - дело хорошее. Но если этих выпускников занять нечем, то, может, их уже просто не нужно в таком количестве выпускать? И ведь не для того же, наверное, существует малый бизнес, чтобы саморегулируемые организации аудиторов жили припеваючи?!