Несмотря на то что новая Государственная Дума только приступает к работе, аппаратчики, сидящие на Охотном Ряду, вряд ли восприняли время, прошедшее после выборов, как каникулы. Поправки в законы и "свежие" законопроекты, внесенные тем или иным субъектом законодательной инициативы, поступали в вышеупомянутый аппарат с пугающей регулярностью. Свою лепту в этот процесс внесла на днях и Курганская областная Дума.
Депутаты подготовили поправки к Закону "О занятости населения в РФ".
Документ прошел стандартный процесс регистрации и уже направлен на заключение в Комитет по труду и социальной политике. Речь идет о трудоустройстве самых незащищенных слоев населения. Авторы предлагают предоставлять "незащищенным" гражданам от 2 до 4 процентов рабочих мест на предприятиях, где заняты свыше ста человек. Предполагается, что порядок установления квот разработают местные администрации.
Сегодня подобные нормы действуют только для инвалидов. Однако в поправках к закону речь идет о людях, освободившихся из мест заключения, о несовершеннолетних из неполных и неблагополучных семей, а также о выпускниках вузов и ПТУ. Увы, эксперты единодушны: за внешней заботой не кроется ничего, кроме популизма.
- В чем социальная незащищенность выпускников вузов, в том числе крупнейших университетов? - возмущается Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики. - Это наиболее конкурентоспособная сегодня рабочая сила.
- Зачем в данном случае вести речь о молодежи? - добавляет вице-президент "ОПОРЫ России" Наталья Ушакова. - Бизнес задыхается от отсутствия кадров, готов их учить сам и примерно на 50 процентов уже это делает.
Пояснительная записка к документу гласит: "Как показывает практика, отсутствие мер социальной адаптации бывших осужденных влечет совершение новых преступлений и, как следствие, рост преступности... Около 75 процентов освобождающихся находятся в наиболее активном возрасте для продолжения образования и труда - от 18 до 45 лет".
- Пассаж о защите бывших заключенных, пожалуй, претендент N 1 на список самых необычных инициатив года, - уверена Ушакова. - Нельзя рассматривать этих людей как изгоев, но у них низкая квалификация, им часто негде жить, трудно представить себе работодателя, который добровольно возьмет на работу убийцу или рецидивиста. Стоило бы позвать бизнес, обсудить этот вопрос со всех сторон, обговорить условия, на которых бывшие заключенные будут работать, выбрать для этого отрасли и предприятия. Думаю, в этой области нужна особая госпрограмма.
Даже если Государственная Дума примет закон без особых изменений, есть серьезные сомнения, что он заработает по-настоящему. Пример - закон об инвалидах. Пока за его нарушение действовали штрафные санкции, закон более или менее выполнялся, когда санкции были отменены, документ остался только на бумаге.
Есть и другие опасения. Не исключено, что местные власти введут санкции за нарушения законодательства о квотах, что может стать очередным административным барьером на пути развития бизнеса.
- Скорее курганские инициативы выльются в фискальные меры, фискальную политику, но никак не помогут политике занятости, - считает Малева. - Опыт показывает: чем больше мы защищаем отдельную социальную группу, тем сильнее она проигрывает на рынке труда. Пример - женщины с детьми, которых работодатели до сих пор берут не слишком охотно. Кстати, многие из них предпочитали платить штрафы, но не брать инвалидов на работу. Или уж устраивали их на самые низкие ставки. То есть контингент, который хотят защитить депутаты, автоматически займет низшую ступень в иерархии рынка труда.
- Есть разные производства с разным уровнем технологий. Очень часто людей неподготовленных, людей с ограниченными возможностями просто опасно к ним допускать. Если рассматривать законопроект серьезно, надо учитывать и эти моменты, и опыт других стран, - добавляют в крупнейшем московском НПО, которое занимается приборами неразрушающего контроля.
Прибавим от себя. Проблема квот всегда была достаточно противоречивой. Для социально уязвимых групп населения более приемлема занятость на мелких предприятиях, ведь квалификация у них, как правило, низкая, но установить квоты на предприятиях, где занято 10-20 или даже 50 человек, нереально.
- Квоты никогда и нигде не работали. Для этого есть миллион причин, но главная та, что работодатель всегда будет подбирать людей, ориентируясь на производительность их труда, а значит, тут же начнет искать способы, как эти квоты обойти, - резюмирует директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.