12.12.2007 01:50
    Поделиться

    После семилетней реконструкции в алтайской филармонии сильно ухудшилась акустика

    В зале Барнаульского музыкального колледжа состоялся концерт-презентация нового электронного органа.

    Для музыкальной жизни края, в котором единственный духовой орган перестал звучать десять лет назад, это знаковое событие. Однако сможет ли цифровая органная музыка заменить настоящую? И будет ли когда-нибудь восстановлен в краевой филармонии духовой орган? Эти и другие вопросы мы задали единственному в крае профессиональному органисту Сергею Будкееву.

    Российская газета: Сергей Михайлович, когда в Барнауле появился первый орган?

    Сергей Будкеев: Впервые концертный орган зазвучал в нашей филармонии в октябре 1984 года. До революции в барнаульской католической церкви была фисгармония, но это совсем другое дело. Играл на ней, кстати, Марцинковский - основатель первой музыкальной школы в Барнауле, которую я в свое время окончил.

    РГ: Вы ведь принимали непосредственное участие в том, чтобы орган появился в Барнауле…

    Будкеев: Да, в 1983 году в Крнове, в Чехословакии, велись проектировочные работы. В те времена мы могли заказывать органы только в странах социалистического лагеря, выбрали Чехословакию, потому что там было дешевле. Хотя понятно ведь, что дешевле - не значит лучше. Но мы были рады и этому - наконец-то в крае появится свой орган! Тогда мы были одним из последних сибирских регионов, где он был установлен.

    Я выезжал на чешскую фирму "Ригер-Клосс", на которой непосредственно изготавливался наш орган, и учился там. Орган строят, как дом, применительно к каждому конкретному помещению, с учетом особенностей зала и акустики - от этого зависит и количество регистров, и объем, и многое другое. Поэтому двух одинаковых органов в мире нет.

    В процессе работы мне удалось обнаружить и устранить многие недостатки. После работы мы с чехами, конечно, ходили выпить живого пльзеньского пива. За кружкой пива я как-то спросил: "Почему вы так плохо работаете?" Знаете, что они мне ответили? "Мы у вас научились!" Так что приходилось тыкать их носом: ребята, вот это плохо - переделайте. Но были и системные недостатки - концепция самого инструмента, которая основывалась на стандартах 1940-1950-х годов, безнадежно устарела. Это тем более понятно в наше время, когда появилась возможность сравнивать с лучшими мировыми образцами.

    РГ: Орган всегда имел близкое отношение к христианству и церкви?

    Будкеев: Нет, изначально это был светский инструмент. Вообще первые органы появились приблизительно 2300 лет назад в Александрии, мастер Ктезибий создал инструмент под названием гидравлос. В католической церкви орган появился только в VII веке.

    Органная музыка обладает колоссальным терапевтическим эффектом. Я никогда не забуду случай, когда одна женщина регулярно приходила на мои репетиции, это было в середине 80-х годов прошлого века. Сидела в зале одна, слушала музыку. Как-то мы разговорились. Рассказала, что органная музыка помогает ей переносить тяжелую болезнь. Я думаю, это было просто самовнушение, но тем не менее она выздоровела! Я организовал органный абонемент, в год концерты посещали до 40 тысяч зрителей, с 1984-го по 1998-й получается - больше полумиллиона человек.

    РГ: Можно ли возродить орган в нашей филармонии?

    Будкеев: Месяц назад в Барнауле был Ханс-Вольфганг Теобальд, главный инженер и конструктор одной из самых известных и уважаемых в мире органных фирм. После тщательного осмотра он сказал, что наш орган - это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Господин Теобальд предложил строить новый орган.

    Почти у всех музыкантов, которые анализировали акустику отреставрированной филармонии, сложилось мнение, что она стала хуже. Исследования на акустику проводили в 1990-х годах, и знаете, как? Специалисты стреляли из стартовых пистолетов в разных углах зала, а потом создавали компьютерные графики. Теперь скажите, есть ли на свете музыкальный инструмент, который издает звуки стартового пистолета? Я уже не говорю о некоторых неверных инженерных решениях - в зале очень много драпировок, и кресла наподобие автомобильных, которые, естественно, тоже поглощают звук.

    Новый орган должен строиться с учетом этих недостатков. Нужен другой набор регистров, создающих возможность работы с камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. Наш - даже реконструированный - органный инструмент такими возможностями обладать не будет. Разница в деньгах между реконструкцией существующего и строительством нового органа - незначительная, приблизительно на 20 процентов дороже. Зато Алтай на долгое время получит самый лучший и современный в Сибири, а может быть, и в России, инструмент. И простоял бы такой орган без ремонта многие годы - в Европе есть органы, которым по 300-400 лет. А отреставрированный "Ригер-Клосс", по мнению немецкого специалиста, можно переместить в здание музыкального колледжа, в котором открылся органный класс.

    РГ: А нельзя электронный орган поставить в филармонии?

    Будкеев: Я категорически против! Где угодно, кроме филармонии. Электроорган - это совершенно самостоятельное направление в музыке: имитация, оцифровка звуков, то есть создание иллюзии настоящего органа. Но никто ведь не захочет ездить на бутафорском автомобиле или есть бутафорские фрукты. А для училища, обучающих программ - это прекрасный вариант.

    Поделиться