12.12.2007 02:48
    Поделиться

    В Азовской детской колонии предпочитают не карать, а воспитывать

    Хронология и география ЧП в детских колониях страны шокирует.

    Особенно встряхнула осень. Сентябрь: массовые волнения в следственном изоляторе "Кресты" (Санкт-Петербург) с последующей голодовкой. Октябрь - колония в Кировограде: бунт с поджогом, убийством и попыткой побега. Ноябрь: в Жигулевской колонии Самарской области толпа подростков поджигает общежитие, разносит столовую и грабит аптеку. Насколько застрахована от подобных эксцессов Азовская воспитательная колония?

    Азовская колония по итогам прошлого года занимает верхнюю строку в рейтинге воспитательных колоний России. При лимите 377 осужденных наказание отбывает чуть более 250 малолетних преступников, на каждого фактически приходится один сотрудник. Однако за "колючкой" народ собрался непростой. Около половины получили срок за тяжкие и особо тяжкие преступления. У многих нет родителей, немало подростков из неполных семей и детских домов. Да и криминальный опыт у здешних обитателей богатый: часто не одно преступление за плечами.

    - Сейчас ребята - более сложные, чем 10-15 лет назад, - убежден заместитель начальника по воспитательной работе Владимир Колесниченко. - И это объяснимо. Сегодня задача общества - сделать все, чтобы предотвратить изоляцию малолетнего правонарушителя. Подростка надо наставлять на путь истинный не за "колючкой", а на воле. У нас в области действуют ювенальные суды в Таганроге, Шахтах, Егорлыкском районе. В Азове вскоре появится четвертый. В воспитательную колонию попадают лишь те, кого оставлять на свободе просто нельзя. Многие уже имели условные сроки, которые не подействовали отрезвляюще. Значительная часть наших воспитанников относится к "социально запущенным". В прежние времена было больше ребят из благополучных, обеспеченных семей.

    Возможно, и условия для нынешних малолеток должны быть жестче?

    - Как раз наоборот, - считает Колесниченко. - Во время беспорядков в ряде воспитательных колоний подростки пытались освободить своих приятелей из дисциплинарного изолятора. В Азове это невозможно: уже несколько лет мы вообще не водворяем мальчишек в ДИЗО. Есть более разумные и эффективные меры воздействия.

    Раз в квартал психологи анкетируют ребят, чтобы узнать, что надо изменить, улучшить. Ежеквартально - родительские конференции, через день - общение с близкими по телефону. Для многих ребят условия намного лучше, чем на воле. В прежней жизни они не ели досыта, бродяжничали, были лишены детства. Тюремную татуировку "СЭР" ("Свобода - это рай") тут нередко воспринимают с горькой усмешкой. Хотя и золотая клетка остается клеткой.

    Но ведь то же самое было и в Кировоградской колонии: занятия спортом, летние загородные лагеря, компьютерные классы с Интернетом… А окончилось грандиозным "сабантуем". Значит, не хлебом единым… Тогда чем же?

    Многие сотрудники отмечают отличие нынешних ребят от прежних. Заведующий клубом Александр Замай, ведущий два хора воспитанников, духовой оркестр, обучающий мальчишек игре на гитаре, говорит, что прежде приходили подростки, многие из которых уже умели играть на каком-то инструменте, учились в музыкальных школах. Сейчас таких почти нет. Пугающе высок процент совершенно неграмотных. Вот парнишка из Ростова, из полной семьи, а не умеет ни читать, ни писать! Ну, понятно, что за семья. Так ведь таких пацанов в колонии пруд пруди.

    Проблема эта волнует и преподавателей. Особенно директора школы Виктора Сердюкова, который отдал колонии больше двадцати лет жизни.

    - Да, большинство ребят, попавших к нам за тяжкие преступления, не прочли ни одной книжки. Но главная беда в том, что они - дети, выращенные без любви, - признает Сердюков. - Подростковую преступность можно искоренить полностью - дайте только ребенку хорошую семью. Вот говорят: у этого паренька нет отца, мама уборщица, денег мало - он пошел грабить. Глупость. Любого из них можно удержать от преступления, если каждый день дарить ему кусочек любви. Поцеловать, обнять, выслушать. Вот и весь секрет. Омар Хайям говорил: из сосуда может вылиться лишь то, что в него налито. Ребенок - как раз такой сосуд. В колонию попадают ребята, у которых внутри вообще ничего нет - звенящая пустота. Любовь туда никто не влил.

    Для Сердюкова все они дети:

    - Когда спрашиваешь: "Почему ты совершил преступление?" - он отвечает: "Не знаю, объяснить не могу". И это правда. Даже убивают, не понимая, зачем. Часто серьезная ошибка сотрудников воспитательных колоний состоит в том, что они ставят перед собой одну цель: чтобы учреждение выглядело благополучным. Нарушений нет, ребята живут по распорядку, учатся нормально - чего еще желать? Воспитанник может быть покорным из страха перед наказанием, а может измениться осознанно, по убеждению. Если он не понял, что прежняя его жизнь была порочной, от такого подростка в любой момент можно ждать сюрпризов. Он будет механически выполнять требования, а что у него в голове, неизвестно. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать из мальчишки полноценную личность.

    Именно за свою концепцию комплексного перевоспитания несовершеннолетних преступников Виктор Сердюков был признан в 2007 году лауреатом всероссийского конкурса "Лучший учитель школ воспитательных колоний". До этого программа "Подготовка к жизни на свободе" победила в конкурсе "Подросток и закон". На грант 250 тысяч рублей были приобретены два видеокласса, часть компьютеров, новые учебники.

    Программа Сердюкова - из трех составляющих: личность правовая, личность свободная, личность творческая.

    Формирование правовой личности, прежде всего при помощи ролевых игр, позволяет изменить мировоззрение малолетнего правонарушителя. Воспитанники не просто узнают о правах и обязанностях, о высших органах государственной власти. Они сами становятся законотворцами. Изучая Конвенцию о правах ребенка, составляют свою, альтернативную декларацию, а затем сравнивают ее с ныне действующей и бурно обсуждают.

    В ходе игры "Парламент" ребята выбирают своих депутатов, создают фракции, обсуждают и принимают "Правила поведения в школе". Занятие "Преступление" посвящено понятиям преступления, наказания, уголовной ответственности. Возникает дискуссия об уголовной романтике, традициях и "понятиях" воровского мира, цене авторитета сильной личности, ложном и истинном товариществе. И так по каждой теме - от права частной собственности до трудового права. У подростка появляется четкое представление о правилах поведения в мире, где ему предстоит жить.

    Воспитанник должен представлять, что свобода в цивилизованном обществе - не анархическая вседозволенность, а осознанная необходимость, полноценная реализация своих прав без ущерба правам других. Чувство личной ответственности, нравственные и религиозные постулаты как мерило правильности твоего выбора - вот что формирует свободную личность. Особенно эффективны "Суд над жестокостью" и "Суд над хамством". В процессе первого исследуются проявления издевательств и убийств животных, в процессе второго - факты вызывающего, оскорбительного поведения по отношению к окружающим как примеры свободы, переходящей в разнузданность.

    Наконец, личность творческая - это самореализация подростка в искусстве. Каждый учащийся колонистской школы - поэт. Нет ни одного мальчишки, который не написал бы стихотворения. Многие сначала отказываются: да вы что, я не умею! Я даже не знаю, про что писать. И тогда директор предлагает: напиши о маме. Как можешь, хоть две строки… Не отказывается никто. Даже те, кто не знает своей матери.

    Затем стихи издаются сборниками. Воспитанники сами набирают текст на компьютере, печатают, брошюруют. Каждый мальчишка может найти здесь свое произведение. Самые лучшие стихотворения педагоги рассылают на различные конкурсы. Так, за поэтический сборник "Россия - Родина моя" школа получила диплом областного министерства образования. Степан Белозеров в этом году стал победителем всероссийского литературного конкурса, посвященного памяти Анны Ахматовой. Максим Кириченко, освободившись, занял второе место на ростовском конкурсе бардовской песни.

    Проявить себя творчески можно в одиннадцати кружках, среди которых самые популярные - видеостудия "Я - сценарист, режиссер, актер", "Эстет" (авторский стих), "Вернисаж" (художественное искусство), "Виртуальный мир" (компьютерное образование).

    Но цель воспитателей - не только изменить духовный мир подростка. Не менее важно помочь "бывшему" найти себя на свободе. К трудоустройству освободившихся ребят подключены центры занятости, общество социальной реабилитации, азовский консультативный совет общественных организаций. Ребята выходят на свободу со специальностями каменщика, слесаря механико-сборочных работ, автослесаря, штукатура-плиточника. Как правило, проблем с работой они не испытывают.

    В Азовской колонии уверены: именно упор на воспитательные, а не карательные методы позволяет не только избежать конфликтов и столкновений внутри зоны, но и выпустить в общество законопослушного, сознательного, творческого человека. Подтверждением служит то, что за несколько лет, в течение которых действует новая программа формирования личности воспитанников, уровень рецидива в учреждении снизился с 25 до двух процентов.

    Поделиться