Областные власти решили кардинально изменить ситуацию с саратовскими дорогами, имеющими славу худших в Поволжье. О разработанных в правительстве планах корреспонденту Приволжского представительства "РГ" в Саратове рассказывает заместитель председателя правительства области Александр Стрелюхин.
Российская газета: Вначале о ситуации в областном центре. Насколько ее удалось поправить?
Александр Стрелюхин: В этом году за счет федерального бюджета был получен дополнительно на развитие уличной сети Саратова 671 миллион рублей . Такого финансового обеспечения Саратов не видел никогда. В результате удалось существенно исправить ситуацию с основными магистралями. В следующем году ставится задача выйти на расшивку проблемных мест в организации движения. Например, остро стоит вопрос строительства мостового перехода через Алексеевский овраг и соединения новой дорогой двух активно застраивающихся микрорайонов в поселках Солнечный и Юбилейный. Нужно построить дорогу длиной около 9 километров. Оба этих объекта дадут возможность разгрузить от пробок Усть-Курдюмское направление.
РГ: Но этого, видимо, не хватит, чтобы предотвратить возникновение тромбов на городских улицах?
Стрелюхин: Действительно, сегодня в ГИБДД Саратовской области зарегистрировано более 700 тысяч автомобилей. И каждый год парк автомобилей прирастает 30 тысячами машин. К сожалению, инфраструктура городских дорог не позволяет их расширить в два раза. Но нужно выходить из этой ситуации: строить новые развязки, использовать возможности транспорта общего пользования.
У нас нет метро, и в ближайшем времени не появится. Поэтому в областном центре решено обратить внимание на электротранспорт (трамвай, троллейбус) и автотранспорт большой вместимости. Это не только забота об экологии, но и возможность перемещения граждан во время пробок. Около 200 миллионов рублей из городского бюджета пойдет на приобретение трамваев. В будущем году запланирован ремонт путей третьего трамвайного маршрута, поскольку они очень изношены. Кроме того, в бюджете Саратова на условиях софинансирования из областного бюджета на будущий год заложено 120 миллионов рублей на приобретение новых троллейбусов.
РГ: А если выйти за пределы областного центра, какие проблемы есть у дорог, находящихся на попечении областного правительства?
Стрелюхин: Их достаточно - строительство объездных дорог вокруг райцентров для транзитного транспорта, завершение мостового перехода через Волгу, сооружение сельских дорог. Всего в этом году в автомобильные дороги области было вложено порядка 2,3 миллиарда рублей, более 800 миллионов из них составили субсидии из федерального бюджета. А в декабре мы надеемся получить еще 550 миллионов из дополнительных доходов федерального бюджета на строительство второй очереди моста у села Пристанное.
На следующий год из федеральных средств мы пока ожидаем чуть больше миллиарда. Они распределятся следующим образом: 700 с лишним миллионов на мостовой переход у Пристанного, остальное - на завершение обходов Энгельса и Пугачева. Обход Энгельса будет логичным продолжением мостового перехода через Волгу и обеспечит выход на Балаковскую и Ершовскую трассу, то есть на дорогу Самара - Волгоград и на Казахстан. Кроме того, планируется привлечь дополнительно в следующем году еще миллиард рублей на строительство сельских дорог за счет средств федерального бюджета.
РГ: А как в целом будет развиваться транзитная сеть нашей приграничной области?
Стрелюхин: Правительством области разработан стратегический инфраструктурный проект, который даст возможность возродить районы юго-востока области: Озинки, Новоузенск. Речь идет об уникальном железнодорожном и автомобильном пограничном переходе Озинки-Таскала, где мы рассматриваем возможность строительства международного центра приграничного сотрудничества. Кроме того, этот проект органично вписывается в программу развития, которая есть у наших казахстанских партнеров.
В ближайшее время должно появиться решение еще одной транспортной проблемы Саратова - строительства нового аэропорта. В этом году из областного бюджета выделены деньги на первый этап - технико-экономическое обоснование выбора площадки. Оно должно быть закончено в первом полугодии следующего года.
Еще один инфраструктурный проект - это развитие транспортного узла Саратова. В ближайшей перспективе ожидается значительный рост объемов перевозок транзитных грузов через территорию Саратовской области в порты Азовского и Черного морей. Поэтому становится актуальным строительство обхода Саратовского транспортного узла и реконструкция железнодорожного и автовокзала в единый многофункциональный комплекс. Это проект, основанный на принципах частно-государственного партнерства, на который мы сегодня ищем инвесторов.