12.12.2007 02:55
    Рубрика:

    Россияне штурмуют арктические льды во мгле полярной ночи

    Впервые в истории россияне штурмуют арктические льды во мгле полярной ночи

    Матвей Шпаро и Борис Смолин. Скоро эти имена будут наперебой повторять все информационные агентства мира. Два смельчака отважились штурмовать самую северную точку земли в полярную ночь. Пройти в темноте под метелью и шквалистым ветром по всторошенным льдам, обходя покрытые коварным тонким ледком обширные полыньи, почти тысячу километров от мыса Арктический до Северного полюса - задача почти невозможная.

    "Российская газета" будет следить за удивительным походом. На встрече в нашем пресс-центре Матвей Шпаро и Борис Смолин рассказали о подробностях экспедиции.

    - Предварительный прогноз гидрометслужбы неутешителен: из первых тридцати дней планируемой экспедиции двадцать ожидаются пурговыми, с тридцатиградусным морозом. Метель, ветер, не видно не только неба, но и впереди идущего человека на расстоянии вытянутой руки. Конечно, поможет натянутая бечевка, включенный фонарь. Однако каждый фонарь сжирает пальчиковые батарейки. Первоначальный их вес - десять кг на брата. Помимо батареек надо взять и бензин, и продукты, и одежду, спасательные системы, спутниковые телефоны и надувную лодку. И Матвей, и Борис потянут за собой по двое саней. Стартовый вес груза у каждого - по 140 килограммов.

    Чтобы поддержать силы для ежедневной полноценной работы, продуктов и снаряжения берется на 70 дней. Ровно столько дней навскидку потребуется, чтобы добраться смельчакам по густому ледяному месиву до Северного полюса. Старт будет дан на мысе Арктическом. Предстоит пройти 980 километров. С помощью современных устройств типа GPS координаты путешественникам определить нетрудно. Однако есть одно "но". Когда поход происходит весной или летом, руководитель группы, как только прибывает на Северный полюс, тут же сообщает, что точки достигли. Вылетает вертолет и забирает счастливчиков. В нынешнем случае ситуация другая. Скорее всего, если не будет принято иного решения, Матвею и Борису придется ждать, когда рассветет. То есть провести во льдах еще дней тридцать. Так что скорее всего к смельчакам вылетит самолет, который сбросит на лед дополнительные продукты, утепленную палатку, приборы, в том числе и особый, усиленный компьютер - противоударный, не боящийся холода и воды. И так, ожидая полярного утра и не теряя времени даром, Матвей и Борис смогут провести полезные метеонаблюдения на самой северной точке земли.

    Говорить об опасностях, которые подстерегают перед походом, не принято, но думают об этом все. В полярную ночь может случиться все что угодно. Это и трещина, и канал с водой, и встреча с белым медведем, и любая травма. Болезнь, которая при экстремальных нагрузках может проявить себя. Как заметили Матвей и Борис, проще сказать, чего не может быть.

    В начале пути у путешественников будет надувная лодка - длинный каяк, потом, после прохождения самого опасного участка у мыса Арктический, ее выкинут, чтобы облегчить общую ношу. При свете дня белого медведя (медведицы с приплодом сейчас спят) можно заметить на расстоянии 200-300 метров и подготовиться к встрече, достать ружье, зарядить, выстрелить в воздух. Но при нынешних условиях полярной ночи зверь, которого можно заметить лишь на расстоянии полутора метров, безусловно, очень опасен. Лапой запросто достанет. Да и прыгает на семь метров. В общем, времени пугать его выстрелом может и не оказаться.

    В арктических пограничных районах на помощь в случае чего придет авиация ФСБ. Однако, по положениям воздушного кодекса, вылетать в полярную ночь считается делом крайне нежелательным. Тем более и метеообстановка не самая радужная. Дней ясных, когда может быть оказана помощь, в прогнозе мало.

    Дмитрий Шпаро, отец Матвея Шпаро - организатор экспедиции и руководитель штаба в Москве будет круглосуточно наблюдать за продвижением спортсменов и в случае необходимости обеспечивать спасательные работы. Кроме того, сообщать ребятам, что происходит со льдами, погодой. Ему очень помогут радарные снимки, которые, несмотря на возможную облачность, отлично определяют рельеф льда.

    КОНКУРС

    В апреле 2008 года запланирована молодежная полярная экспедиция по маршруту: дрейфующая станция "Барнео" - Северный полюс. Протяженность маршрута 100-120 км с учетом возможного ледового дрейфа. Отбор кандидатов проводит специальное жюри во главе с руководителем Росспорта Вячеславом Фетисовым. К участию в переходе допускаются юноши и девушки 1990-1993 года рождения из числа успешно преодолевших дистанцию на региональных соревнованиях "Лыжня России-2008", прошедшие медицинский осмотр и получившие приглашение жюри по итогам первого отборочного тура.

    Требования к участникам:

    - наличие опыта туристического похода не ниже 1 категории сложности;

    - письменное заявление родителей (опекунов) об их согласии на участие ребенка в переходе, заверенное нотариально;

    - ответы на вопросы анкеты.

    Анкета

    1. Расскажите о себе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, точный домашний адрес; имена родителей (опекунов), в каком учебном заведении, в каком классе (на каком курсе) вы учитесь? Ваш домашний адрес и телефон учебного заведения.

    2. Ваша спортивная подготовка. Что вы знаете о соревнованиях "Лыжня России"?

    3. А что такое вообще Северный полюс? Чем удивительна эта точка Земли?

    4. Почему вы хотите участвовать в походе?

    5. Представьте себе, что вы в составе команды идете шесть дней к Северному полюсу. Напишите дневник на трех страничках: о чем вы думаете, какая природа вас окружает, как устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь? Что вы знаете о Матвее Шпаро и Борисе Смолине?

    6. Есть ли у вас собственная мечта - "Мой полюс". Расскажите.

    Ответы на вопросы присылайте по адресу: 101000, Москва, а/я "Северный полюс".