13.12.2007 02:00
    Поделиться

    Передовые медицинские технологии придут на помощь "чернобыльцам"

    Двадцать с лишним лет прошло после чернобыльской катастрофы, и хотя ее последствия уже не столь остры, проблем остается немало. Это было понятно и на момент подписания Договора о создании Союзного государства. Президенты двух стран отнесли проблемы ликвидации последствий крупнейшей техногенной трагедии к числу важнейших в совместной деятельности. Благодаря этому впоследствии были выполнены две союзные программы общей стоимостью около 50 миллионов долларов. В реализации примерно 50 проектов участвовали с обеих сторон десятки научно-исследовательских институтов, предприятий, организаций. В том числе построены и оснащены по последнему слову науки и техники три крупных медицинских центра.

    Сейчас реализуется очередная союзная программа совместных действий, направленных на минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, рассчитанная на период до 2010 года. На ее выполнение предусмотрено выделить 1,2 миллиарда российских рублей. Как этот потенциал используется для защиты здоровья населения пострадавших территорий? Чтобы получить ответ на этот актуальный вопрос, корреспондент "СОЮЗа" недавно побывал в Обнинске, Гомеле и Брянске.

    Первое, что обратило на себя внимание - "чернобыльские" медицинские центры, расположенные в этих городах, целенаправленно работают над тем, чтобы сохранить здоровье именно тех людей, кому необходима помощь этих специализированных центров. Сразу после катастрофы на ЧАЭС в 1986 году в Обнинске начал создаваться белорусско-российский регистр граждан, в той или иной мере подвергшихся воздействию радиации на территории Беларуси и четырех российских областей. В нем персонально отмечено, кто и какую получил радиационную нагрузку, к чему это привело. Вот лишь некоторые цифры, взятые из регистра: в Беларуси проживают 13 тысяч граждан, болеющих раком щитовидной железы, и 7 тысяч - в пострадавших регионах России. Примерно по 8 тысяч женщин, у которых выявлен рак молочной железы, проживают в Гомельской и Брянской областях. Правда, лишь меньшая часть этих заболеваний вызвана радиоактивным облучением, но тут важно то, что медики имеют полную картину заболеваемости, а значит, и меры готовы предпринять соответствующие. Отдельно учитываются показатели здоровья ликвидаторов и их детей. Здесь счет идет на сотни тысяч человек.

    - Этот регистр - одно из главных наших общих достижений в реализации союзных "чернобыльских" программ, - отметил директор Медицинского радиологического научного центра в Обнинске академик РАМН Анатолий Цыб. - Контакт между белорусскими и российскими специалистами тут абсолютный. Никаких преград нет. Но надо двигаться дальше - не только заниматься диагностикой, а лечить людей. И регистр нам очень помогает в принятии решений.

    Для детей, оказавшихся в 1986 году в зоне радиационного воздействия, самое грозное из возможных последствий - рак щитовидной железы. В Обнинске его успешно лечат по принципу "клин клином вышибают" - с помощью радиоактивного йода. Лечение без операции стало фирменным брендом центра. Это новые, высокие технологии в медицине, не только спасающие человеку жизнь, но и сохраняющие ее качество.

    Какие методы используют медики, мне удалось увидеть в отделении лазерной и фотодинамической терапии центра. Вот врач с помощью "пистолета" облучает лазером нарост на ухе пациента, которому не понадобилось даже обезболивание. Через пару недель опухоль бесследно исчезнет, говорит заведующий отделением профессор Михаил Каплан, демонстрируя снимки пациентов до и после лечения. Суть в том, что опухоль предварительно "нашпигована" специальным препаратом, под воздействием света разрушающим опухоль. Примечательно, что изготавливается этот препарат в Минске, и М. Каплан активно участвовал в его создании и испытаниях. Таким образом можно без операции на 1 - 2-й стадиях заболевания избавиться от опухоли в молочной железе, на губе и даже в легком. Фантастика!

    - Мы бесплатно поделимся с белорусскими коллегами всеми технологическими секретами, - продолжает А. Цыб, - пусть приезжают. Профессор Каплан готов дать мастер-класс и на выезде, например в Минске. К сожалению, не решена проблема финансирования лечения белорусских пациентов в нашей клинике. А ведь у нас есть уникальные в мировой практике технологии безоперационного лечения на ранней стадии, например, рака простаты всего за один день. Стоит все это немало, но мы, пока будет решаться проблема межгосударственного финансирования, готовы принять первых десять пациентов из Беларуси бесплатно.

    На средства из союзного бюджета был несколько лет назад достроен и уникальный для Беларуси научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле. Его возможности поистине впечатляют: поликлиника способна принять до 1000 пациентов в день, клиника - на 350 коек... По названиям известнейших фирм, поставивших сюда новейшее оборудование, можно изучать географию. И специалисты в центре подобраны наилучшие. Появление именно здесь такого мощного медицинского учреждения вполне объяснимо. Из двух миллионов человек, оказавшихся в Беларуси на территории, зараженной "чернобыльской" радиацией, 1,5 миллиона живут в Гомельской области.

    А в нескольких десятках километров на восток - пострадавшие от той же беды 22 района Брянщины. Это еще более 350 тысяч человек, нуждающихся в специфическом медицинском наблюдении, а то и лечении. Им куда быстрее и ближе доехать до белорусского областного центра, чем до Брянска. Собственно, исходя из этого и закладывался в Гомеле еще при СССР фундамент мощного медицинского центра. Однако ситуация такова, что сегодня здесь россиянам предлагают лечиться за плату, как и другим иностранцам. Подобное, напомним, происходит и с белорусами в Обнинске.

    - На практике мы никогда не отказываем российским пациентам, хотя речь идет о многих десятках человек в год, - поясняет заведующая сектором международного сотрудничества и информации Гомельского центра радиационной медицины Василина Евсеенко. - Учитывая, что они приехали издалека, стараемся без очереди провести обследование. Мы готовы предоставить жителям Брянщины до 50 мест в нашем стационаре. Но прежде надо создать нормативную базу, которая определяла бы финансовые аспекты. Пока, к сожалению, дополнительные затраты нашего центра ложатся на белорусский бюджет.

    Специализированный клинико-диагностический центр есть и в Брянске. С коллегами из Гомеля его коллектив объединяет договор о сотрудничестве. На днях на международном семинаре, состоявшемся в Гомельском центре медрадиологии, участвовал брянский представитель. Несколько ранее в Брянск на конференцию по проблемам диагностики и лечения рака щитовидной железы ездили гомельские доктора. С 1994 года в Брянской области работает единственная в России передвижная лаборатория по определению радиационного поражения железы, и периодически происходит обмен опытом обследований с аналогичными службами Беларуси. Все это, разумеется, повышает качество медобслуживания. Но проблема диагностики и лечения жителей юго-западных районов Брянщины в Гомельском центре радиологии пока не решена, - подтвердил главный врач Брянского клинико-диагностического центра Александр Силенок. Остро ощущается в пострадавшем российском регионе и дефицит врачей.

    - В нынешней "чернобыльской" программе акцент сделан не на капитальных вложениях, как в двух предыдущих, а на наиболее эффективном использовании передовых медицинских технологий, - объясняет заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ольга Виноградова. - В этой связи изыскать за счет союзного бюджета средства для лечения в Гомеле жителей близлежащих брянских районов вполне реально. Вообще потребность в медицинской белорусско-российской программе ощущается большая. Но кто-то должен выступить ее инициатором...

    Примеров решения подобных проблем немало. Сотни детей из регионов, загрязненных радионуклидами, за счет союзного бюджета каждый год поправляют здоровье в санаториях Беларуси и России. Думается, организовать лечение и обследование граждан Союзного государства в ближайшем медицинском центре, независимо от того, находится он в Беларуси или России, не только возможно, но и необходимо.

    Поделиться