13.12.2007 02:50
    Поделиться

    Татьяна Голикова намерена упростить процедуру переосвидетельствования для инвалидов

    Татьяна Голикова пообещала вникнуть в проблемы инвалидов
    На следующей неделе министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова планирует встретиться с представителями общественных организаций инвалидов.

    После этого министерство обещает сформулировать новые подходы к решению проблем людей с ограниченными возможностями.

    Недавно во время "прямой линии" с президентом житель Орла пожаловался на существующий порядок ежегодно проходить экспертизу даже инвалидам, имеющим необратимые увечья. Глава государства поручил минздраву разобраться, и Татьяна Голикова пообещала упростить процедуру переосвидетельствования.

    Между тем тема гораздо серьезнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Об этом шел подробный разговор на заседании Общественного экспертного совета при Фонде социального страхования.

    Существующая у нас система реабилитации, казалось бы, ориентирована как раз "в пользу" потерявшего здоровье человека: при прохождении медико-социальной экспертизы ему не только устанавливают группу инвалидности и степень утраты трудоспособности, но и разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. Однако гладко выписанная на бумаге, в жизни схема выглядит иначе.

    Во-первых, большинство инвалидов обязаны проходить переосвидетельствование ежегодно. Без этого невозможно получить льготные лекарства, санаторные путевки, технические средства. Но слишком часто визит в учреждение МСЭ превращается в сущее наказание. Это для чиновников от медицины обязательное требование перед заключением комиссии "прогнать" человека по всем врачам-специалистам представляется вполне разумным: инвалид проходит диспансеризацию, обследуется с головы до ног. То, что ноги эти могут отсутствовать, остается "за скобками". Сами же инвалиды, вынужденные ради протеза посетить офтальмолога и лор-врача, воспринимают подобный "бег по кругу" как форменное издевательство.

    Во-вторых, сама работа специалистов МСЭ весьма далека от идеала. Нагрузка на экспертов огромная, поскольку количество инвалидов растет, а мощность учреждений МСЭ остается на прежнем уровне. Но оплачивается эта работа более чем скромно. Между тем именно врач - эксперт МСЭ решает не только чисто медицинский вопрос - является человек инвалидом или нет, но и финансовую проблему. Ведь от установленной МСЭ степени утраты трудоспособности зависит и размер пенсии и ежемесячных выплат, и получение (или неполучение) инвалидом прочих видов государственной поддержки. Так что в конечном итоге от грамотной работы МСЭ зависят и бюджетные траты на инвалидов, и насколько эффективно и по назначению расходуются эти средства.

    В-третьих, спорной остается сама идеология пересмотра степени ограничения к труду. Так, приложив массу усилий, чтобы поправить здоровье и вернуться к нормальной жизни, найти работу, человек неизбежно сталкивается с тем, что ему пересмотрят степень, и он потеряет поддержку государства. При этом когда эксперты МСЭ устанавливают эту степень, они руководствуются гипотетической возможностью выполнения той или иной работы. Само трудоустройство в их обязанности, естественно, не входит. Так что в реальной жизни случается, что человек утрачивает право на пенсию по инвалидности, но устроиться на адекватно оплачиваемую работу просто не может. Парадоксально, но факт: в реальности инвалиду зачастую выгоднее "лежать на диване", оставаясь на пожизненном, пусть и скудном, государственном обеспечении.

    Отдельная проблема - обеспечение инвалидов техническими средствами. Государство выделяет на средства реабилитации немалые деньги, во всяком случае, заметно больше, чем в прежние годы. Но получить необходимые изделия по вышеописанным причинам могут далеко не все, кому они нужны. А самое обидное, когда, пройдя через все мытарства и получив прописанное врачом изделие бесплатно, человек им не пользуется, потому что оно ему не может помочь. Причина - в кадровом составе учреждений МСЭ, где крайне мало реабилитологов, хорошо разбирающихся в специальной технике, следящих за новинками. Поэтому чаще всего в индивидуальной программе реабилитации врач просто обозначает общее наименование изделия без учета конкретных особенностей пациента. Очевидно, на предстоящей встрече в минздраве все эти вопросы будут обсуждаться.

    Минздравсоцразвития

    Адрес для письменных обращений граждан:

    127994, г. Москва,

    ГСП-4, Рахмановский пер., д. 3.

    Информация о регистрации писем: с понедельника по четверг с 14.00 до 17.00 и в пятницу с 14.00 до 16.00 (время московское) по телефонам: (495) 627-27-65, 627-28-86, 627-25-20.

    вопрос-ответ

    Купи сам и верни деньги

    Что делать, если нужное средство реабилитации (например, кресло-коляска) не предоставляется из-за того, что его нет в наличии, или, допустим, если человек хочет приобрести более качественное изделие, чем ему предлагают?

    Инвалид вправе приобрести необходимое ему техническое изделие самостоятельно, на собственные деньги, а потом обратиться в Фонд социального страхования за компенсацией. Правда, размер компенсации будет определяться исходя из результатов конкурсных закупок техсредств, которые ежегодно проводят региональные отделения ФСС. Например, сколько стоит кресло-коляска, приобретенная фондом по конкурсу, столько денег вам и вернут. Та же схема работает в отношении и других средств реабилитации: слуховых аппаратов, костылей, протезов и прочего. Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенную технику принимается на основании индивидуальной программы реабилитации, заявления о возмещении расходов по приобретению изделия и платежных документов (квитанции, чеков), подтверждающих эти расходы.

    точка зрения

    Андрей Абрамов,

    зампредседателя ФСС РФ:

    - В 2007 году ФСС на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации из бюджета было выделено 6,4 млрд рублей - на четверть больше, чем в прошлом году. Поскольку с прошлого года из-за нехватки средств остались не исполненные заявки, правительство приняло решение о дополнительном финансировании - 1,25 млрд рублей. В результате до конца года мы выполним 85-90 процентов заявок инвалидов за два последних года. Оставшиеся 10-15 процентов будут удовлетворены в первом квартале 2008 года. В этом году в фонд обратились более 650 тысяч инвалидов, в 2006 году - 615 тысяч. Люди получат более 41 миллиона изделий, на 2 млн больше, чем годом раньше. Например, кресла-коляски в этом году получили 70 тыс. человек, в прошлом - 50 тыс. Расширился перечень и улучшилось качество техники.

    В 2008 году ФСС на реабилитационную технику запланировано потратить 8,9 млрд рублей, на 40 процентов больше, чем в 2007 году. Этих средств должно хватить полностью.

    При этом главной проблемой остается довольно сложная процедура получения индивидуальной программы реабилитации.

    Александр Клепиков,

    первый зампредседателя ВОИ:

    - Последние годы показали, что в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации наступил системный кризис. Фонд социального страхования делает все возможное, чтобы работать максимально эффективно. Но нужно понять, что только организация движения денежных потоков проблемы инвалидов не решает! Из поля зрения законодателя, что самое удивительное, выпадает сам человек. Мало того, узаконенные сегодня процедуры переосвидетельствования просто унизительны для инвалидов. Можно сколько угодно тратить средств, но общая ситуация не улучшается. У инвалидов появился страх перед МСЭ. Речь идет о том, чтобы изменить и механизм прохождения экспертизы и порядок обеспечения реабилитационной техникой.

    В Ирландии, например, после установления инвалидности человек приходит к реабилитологу, и тот направляет его в соответствующий центр, где, собственно, и происходит подбор необходимого для реабилитации техсредства. Причем объем заказов формируется от потребности инвалидов.

    цифра

    13 миллионов - столько инвалидов живут сегодня в России.

    Поделиться