13.12.2007 03:01
    Поделиться

    Подведены итоги деятельности компаний, управляющих средствами пенсионных накоплений граждан

    Подведены очередные итоги деятельности управляющих компаний (УК), уполномоченных управлять средствами пенсионных накоплений граждан. Таких компаний на данный момент 55. Все они были отобраны по конкурсу, проведенному в 2003 году минфином. Несмотря на то что процедура отбора может повторяться ежегодно, с момента проведения первого конкурса ни одна новая компания не подавала заявку на участие в конкурсе. Поэтому список в течение последних четырех лет остается неизменным: все те же участники с большим или меньшим успехом управляют пенсионными накоплениями. В 2004 году список уполномоченных организаций по управлению пенсионными накоплениями граждан расширился, но не за счет УК, а за счет негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Расширив список уполномоченных организаций, ПФР поставил граждан перед нелегким выбором, поскольку принципы взаимодействия будущего пенсионера с УК и с НПФ несколько отличаются. Кроме того, отличаются и принципы управления средствами: если управляющая компания обязана размещать средства по заранее определенной инвестиционной декларации, то вот про негосударственные пенсионные фонды можно с определенностью сказать, что они обязаны инвестировать эти средства через УК, причем использовать они могут любую управляющую компанию, в том числе не вошедшую в список 55, отобранных минфином.

    В 2008 году список УК может существенно измениться. Причиной тому послужит формальное завершение действия договоров, которые компании заключали в 2003 году сроком на пять лет. За время, которое компании работают с пенсионными накоплениями граждан, ими был накоплен огромный опыт. В том числе стало очевидно, что в большинстве случаев управляющим работать с негосударственными пенсионными фондами гораздо выгоднее, нежели напрямую с гражданами, а для того чтобы работать с пенсионными накоплениями, переданными НПФ, необязательно проходить своего рода аккредитацию при министерстве финансов. Текущая ситуация такова, что только немногим УК удалось собрать достаточно заявлений от граждан в свою пользу, чтобы компания могла составить полноценный инвестиционный портфель из поступивших от ПФР средств. При этом управляющим компаниям, в отличие от пенсионных фондов, необходимо ежеквартально публично отчитываться о проделанной работе, тогда как по отношению к НПФ правила раскрытия информации более лояльны.

    В рамках представленного рейтинга все 55 управляющих компаний поделены на три группы: максимальный уровень качества управления пенсионными накоплениями, высокий уровень и средний. Специфика рейтинга подразумевает учет различных показателей, которые отражают работу управляющих компаний с пенсионными накоплениями и НПФ. Выделим два основных показателя, которые оказали наибольшее влияние на рейтинг качества управляющих компаний.

    Первый из показателей - доходность по управлению пенсионными накоплениями, переданными управляющим компаниям от Пенсионного фонда России.

    Второй из основных учитываемых показателей отражает риск в работе компании. В основе этого показателя - рейтинг надежности управляющих компаний, рассчитываемый на постоянной основе "Национальным рейтинговым агентством".

    С точки зрения показанной доходности инвестиционные результаты последних 12 месяцев кардинально отличаются от показателей 9 месяцев 2007 года. Ситуация на фондовом рынке сказалась и на успешности управления пенсионными накоплениями. Если рассматривать результаты последних 12 месяцев, то окажется, что большинство УК показали доходность выше 10%. Тогда как результаты, показанные компаниями без учета успешности 2006 года, оказываются гораздо ниже. В том числе 12 компаний показали отрицательные инвестиционные результаты. Наихудший результат показал "УРАЛСИБ - Управление капиталом": более 5,5% составила отрицательная доходность по средствам пенсионных накоплений.

    Все вышеперечисленные факты подтверждают распространенное мнение о том, что в рамках проводимой реформы НПФ чаще используются гражданами как удобный администратор, тогда как эта функция в силу специфики деятельности практически отсутствует у управляющих. С учетом того, что УК намного проще привлекать те же самые средства через НПФ, представляется вполне возможным сокращение списка из 55 УК как минимум вдвое. Однако это должно положительно отразиться на текущем развитии реформы, т.к. оставшиеся участники будут заинтересованы в успешном продолжении деятельности по управлению пенсионными накоплениями и будут обладать уже достаточно богатым накопленным опытом в этой сфере.

    Поделиться