В алтайском драмтеатре поставлен спектакль, в котором разговор о мужчине и женщине ведется более чем откровенно

Первой премьерой после капитального ремонта в  краевом театре драмы стал спектакль по пьесе Георга Бюхнера "Войцек".

У самой  пьесы странная судьба. Дело в том, что  своего знаменитого "Войцека" поэт и драматург, один из родоначальников немецкого реалистического театра  Георг Бюхнер так и не дописал. Он умер в 1837 году от тифа, прожив всего 24 года, а незаконченная рукопись пролежала в архиве почти полвека, пока исследователи не обнаружили ее в 1870-х годах. К тому же страницы пьесы не были пронумерованы, и при первых публикациях издатели выстраивали их по своему усмотрению.   И теперь при постановке разными режиссерами она интерпретируется поразному. 

Сюжет пьесы побиблейски прост и взят из обычной криминальной хроники. Войцек - полковой брадобрей, обычный "маленький человек", которого изводят и унижают сослуживцы и командиры. Затравленный Войцек, узнав еще и об измене своей возлюбленной Марии с цирковым барабанщиком, убивает ее, а потом, не вынеся душевных мук, сам топится в пруду.

- В прессе того времени  развернулась настоящая полемика.  Одни считали Войцека невиновным: это обстоятельства жизни, измена любимой женщины заставили его совершить преступление, - рассказывает завлит театра Ирина Свободная. -  Другие говорили, что убийство есть убийство. В пьесе есть фраза: "Войцек, это нож, о который можно порезаться, если он пойдет гулять по миру".  Но есть и другая, сказанная одним из подлецов, травивших Войцека: "Кто же станет волноваться из-за человека?"

Мария изменила Войцеку по той же причине безысходности, убогости, беспросветности жизни.   В город приехал цирк, балаган, и в центре этого праздника - красивый тамбурмажор, старший барабанщик в цирковом оркестре. Устоять против этой красочной мишуры Мария не смогла - это был ее маленький кусочек радости и счастья. А Войцек тоже не смог простить ей такого предательства.

Этакая немецкая достоевщина с элементами абсурда. Но Бюхнер заговорил об этом гораздо раньше и Достоевского, и Кафки, предсказав крах европейского гуманизма. Видимо, сегодняшняя актуальность пьесы и толкнула Владимира Золотаря на ее постановку.

 Владимиру Золотарю было важно передать атмосферу серого, управляемого мира, похожего на армейскую казарму,  где нет ничего святого, а человек - всего лишь бесправная марионетка. И смертельно затравленный человек берет в руки нож, понимая, что нельзя оставлять на этой земле самое дорогое, что  у него есть, - свою любовь. Это его бунт, его выбор. Прав ли он? В очередной раз придется решать зрителям.

- Это посвоему шокирующий спектакль, мы даже решили повесить в кассе табличку, что детям до 16 лет смотреть этот спектакль не рекомендуется, - признался корреспонденту "РГ" Владимир Золотарь. - Потому что здесь разговор о мужчине и женщине ведется более чем откровенно. Хотя никаких эротических сцен или обнаженки  не будет. Спектакль задумывался как жесткий, думаю, не всякий зритель его поймет и примет. Но наша цель была не эпатировать публику, а донести до людей то великое послание городу и миру о человечности, о любви, вере,  которое заложил в свое произведение сам Бюхнер.