Некоторым задержанным с нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса удается привлечь к ответственности сотрудников правоохранительных органов.
Пример тому - бирское дело. В прошлом году по обвинению в изнасиловании и убийстве 19-летней девушки в Бирске были задержаны трое парней. Они утверждают, что оговорили себя, не выдержав побоев и психологического давления. Семь месяцев они провели в следственном изоляторе. Все это время их родственники обивали пороги в поисках справедливости, доказывали, что данные экспертиз не подтверждают виновность их детей, наняли частного детектива для установления истины, писали в газеты, обращались к правозащитникам.
Как рассказал корреспонденту "РГ" Роман Миндибаев, проходивший по этому делу, с девушкой, ставшей позднее жертвой преступления, они были знакомы. Часто вместе с друзьями ездили на автомобиле, который и стал единственным связующим звеном между ним и ее похищением. Но милиционеры задержали сначала Романа, а потом двух его друзей - Ивана Смирнова и Рудика Миннибаева, а затем передали работникам прокуратуры.
- Когда попытки запугать не действовали, начинали бить. Предлагали дать признательные показания. Нам ничего не оставалось, как подписать признание в убийстве, которого не совершали. Теперь по делу задержан другой подозреваемый, - говорит Иван Смирнов.
Роману удалось выиграть процесс сначала в районном, а затем в Верховном суде республики, по решению которого Управление федерального казначейства по РБ обязано выплатить ему 90 тысяч рублей. Однако прошло уже три месяца, а он так и не получил денег. Иван Смирнов требует в качестве компенсации 2,5 миллиона рублей, но рассмотрение его дела в суде каждый раз переносится. Рудик ждет коллегии Верховного суда РБ, где будет рассмотрено постановление районного суда о взыскании в его пользу ста тысяч рублей.
Заметим, сумма морального ущерба часто снижается после кассации, и получить ее довольно сложно.
Как сообщила "РГ" старший помощник прокурора Башкортостана Лариса Кучина, по обращениям вышеназванных граждан была проведена проверка. Объективных данных, указывающих на превышение должностных полномочий работниками прокуратуры и милиции, не установлено. В связи с чем в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием события преступления. Решение это Прокуратурой республики признано законным и обоснованным.
- Установлено, что следственные действия проводились в присутствии адвокатов, - продолжает Кучина. -Жалоб и заявлений по окончании следственных действий от них не поступало. Кроме того, Смирнов и Миндибаев были осмотрены дежурным фельдшером СИЗО, который не обнаружил телесных повреждений. Таким образом, факты избиения этих лиц не подтвердились.
В настоящее время производство по указанному уголовному делу возобновлено, подозреваемый задержан.