13.12.2007 02:48
Поделиться

Сохранность кладбищ в Уфе остается трудноразрешимой задачей

В столице республики прошло сразу несколько судебных процессов по случаям вандализма на Южном кладбище города.

Ничего святого

Наказание в виде полутора лет проживания в колонии-поселении вынес суд одному из трех воров, промышлявших кражами на Южном кладбище Уфы. Это был уже четвертый подобный процесс, проведенный в 2007 году судом Ленинского района. Подсудимых отличала крайняя циничность.

Так, 34-летний житель деревни Вавилово Сергей Романов разорил шесть могил. Легально он работал дворником в коммунальном хозяйстве. Часто встречающим его служащим Южного кладбища говорил, что через погост короче путь на работу.

Интересовался Романов нержавеющим металлом. Увидев подходящую могилу с оградкой, сбивал мраморные столбики и вытаскивал из них трубки из нержавейки, которые и сдавал в ближайший пункт приема металла. Выручал несколько сот рублей, тратил их на водку и иные спиртосодержащие субстанции.

"Я не знал, что он с кладбища приносит нержавейку, да еще и гнет ее специально, чтобы я принял. Мне Сергей говорил, что на свалке нашел", - объяснял милиционерам приемщик. Впрочем, у него работа такая: меньше знаешь - больше зарабатываешь.

Таким же образом промышляли на кладбище и двое знакомых Романова. Приходили на Южное кладбище, чтобы добыть денег на спиртное. Зарплат дворника и водителя на это не хватало.

В общей сложности троица за год разорила более 20 могил, в каждом отдельном случае причинив родственникам усопшего материальный ущерб в размере от 3 до 25 тысяч рублей. Моральный ущерб каждый оценивает по-своему.

Реагируя на заявления разгневанных родственников, участковый и оперативники устроили засаду на воров. Непрошенных гостей караулили целую неделю, и, наконец, задержали с поличным.

Затем, с месячным интервалом, воры предстали перед судом, и все легко отделались: от двух лет условного лишения свободы до полутора лет содержания в колонии-поселении с возмещением материального ущерба.

Аналогичное преступление произошло на мусульманском кладбище. Автомеханик, отец троих детей отодрал бронзовые таблички с надгробий на могилах покойных родителей вице-спикера республиканского парламента. Вора не интересовало, что высечено на бронзе, которую он тут же отнес в пункт приема металлов. На допросе преступник сказал, что в обеденное время не встретил на кладбище никого, кто мог бы ему помешать.

Дайте денег на забор

Но знакомых с этой проблемой уфимцев интересует не столько наказание преступников, сколько ответ на вопрос: почему же так легко разорить последний приют человека?

- У нас два охранника, они дежурят с четырех часов дня до утра, - сказал на суде выступивший в роли свидетеля заведующий Южным кладбищем Андрей Спиридонов. - Еще есть мой заместитель, уборщик территории и землекопы. Я сам во время обхода территории обнаруживал, что вдоль главных аллей столбики оград сломаны, металлические элементы похищены. Подозрительных людей видел не раз.

В настоящее время в столице республики пять закрытых и два действующих кладбища. Директор уфимского муниципального предприятия "Комбинат специализированного обслуживания" Валентин Святынчук, в ведении которого находятся все городские погосты, признал, что в нынешних условиях защитить надгробия от разорителей - неразрешимая проблема.

- Наши сторожа наблюдают за административными помещениями, но они не могут взять под охрану 123 гектара того же Южного кладбища, это огромная территория, - пояснил он. - Кладбище охраняет закон, то есть милиция, сотрудники которой и поймали воров. Несколько лет назад у нас работала вневедомственная охрана, но неэффективно. Считаю, что единственный способ защитить погост от вандалов - огородить его высоким капитальным забором, как в Москве. Тогда через ворота мимо сторожа металл уже не понесут, а через забор не смогут. Но у города вряд ли хватит средств на это.

Видимо, пока закон разрешает частникам принимать цветной металл, эту беду не изжить. И воровство на кладбищах - одна из самых заметных граней большой проблемы. Устав от частых краж, администрация кладбища вывесила таблички, призывающие граждан не устанавливать на могилах своих родственников оградки из нержавейки и цветных металлов. Изделия из камня и таблички из пластика безопасней.

- Мы ежегодно пресекаем деятельность сотен нелегальных пунктов приема металла. Проводим рейды, специальные операции, влияем на ситуацию всеми законными способами, - говорит руководитель центра общественных связей МВД по РБ Руслан Шарафутдинов. - Но проблема родилась не вчера. Слишком много желающих заработать на воровстве и скупке краденого металла.