Сегодня в области идет работа по созданию регионального информационно-селекционного центра. Новой структуре отводится роль координатора этой сферы.
Пока же хозяйства сами решают, где и каких приобретать быков-производителей или их семя. Такой подход удивляет специалистов: например, покупая породистую собаку, хозяин знает всю родословную до десятого колена. А о корове, на которой держится целое хозяйство, подчас ничего не известно.
Между тем, по данным омских ученых-экономистов, сегодня едва ли половину сельхозпредприятий области можно назвать рентабельными. Статистика регионального минсельхозпрода свидетельствует: одна среднестатистическая буренка в этом году дала три тысячи семьсот пятьдесят килограммов молока. А для того, чтобы производство молока было выгодным, надо не менее четырех с половиной тысяч килограммов, а еще лучше - пять с половиной. В племенных хозяйствах области получают и больше, до семи тысяч килограммов. Именно здесь подрастают высокопродуктивные телки, которые могут улучшить любое стадо.
Сегодня в области работает два десятка племенных хозяйств. Ежегодно они могут реализовывать тысячу шестьсот племенных животных. Два предыдущих года удавалось продавать до тысячи голов, за девять месяцев этого года востребовано около пятисот. Впрочем, по словам специалистов, дело здесь не в том, что интерес к породистому скоту снижается. Просто он не совпадает с финансовыми возможностями хозяйств.
- Мы подготовили для продажи полсотни перспективных нетелей, вот только спроса нет, - говорит генеральный директор племзавода "Екатеринославский" Николай Лыхенко. - В хозяйствах, которые больше всего нуждаются в улучшении стада, нет денег.
Тем временем за племенную корову сельскому покупателю полагается компенсация из областного бюджета - тридцать рублей за килограмм веса. Правда, деньги выплачиваются не авансом, а по факту. Можно взять льготный кредит в рамках национального проекта "Развитие АПК", но и тут, опять таки, требуется залоговая база, причем банки требуют двойного обеспечения заемных средств. Такого имущества, как правило, у хозяйств-середняков нет.
- Казалось бы, сама экономическая ситуация подталкивает руководителей хозяйств больше обращать внимание на племенное обновление стада, - рассуждает сотрудник СибНИИСХ, кандидат сельскохозяйственных наук Ирина Юшкова. - Ведь это же очевидно: более продуктивные животные дадут больший доход. Единственная загвоздка - на положительный эффект можно рассчитывать не раньше, чем через два-три года. По сегодняшним меркам это слишком большой срок. За это время и хозяйство может прекратить существование. Ведь не секрет, что через процедуру банкротства уже прошли две трети хозяйств области. Поэтому долгосрочные договоры с наукой заключают единицы. Остальные работают как умеют.
За последние пять лет в регионе созданы два типа местного крупного рогатого скота - красный степной и черно-пестрый. На селекционную работу ушло почти двадцать лет. Ученые полагают, очень важно не прервать цепочку селекционного отбора. Иначе все усилия пойдут прахом.
- О какой планомерности в селекционной работе можно говорить, если закрывается такое уникальное предприятие, как племзавод "Омский"? - говорит доктор сельскохозяйственных наук, профессор ветеринарного института ОмГАУ Антонина Гулева. - Здесь несколько поколений ученых проводили исследования. Были получены чистые линии прекрасной сибирской породы скота. Она высоко ценилась в России. В одночасье все рухнуло. Пропали многолетние труды.
Растворились в общей массе породистые животные. Кому это пошло на пользу?
К специалистам, работающим с племенными животными, сегодня предъявляются очень высокие требования. Они должны не только владеть предметом, но и отслеживать результаты селекции на нескольких поколениях животных, работать с новыми компьютерными технологиями, знать, что происходит в мире. Настоящих специалистов можно буквально по пальцам пересчитать.
- Сегодня хозяйства только процентов на двадцать обеспечены кадрами, - утверждает специалист областной племенной службы Владимир Гаас. - Особенно этот дефицит ощутим на севере области. В небольших хозяйствах профессионалов нет вообще. Работают "на глазок", ну, и результат соответствующий.
Подготовка селекционеров-зоотехников в ветеринарном институте Омского аграрного университета началась всего несколько лет назад. В прошлом году дипломы получили первые пятнадцать выпускников. В хозяйства отправились лишь трое.
- Мы своего селекционера так и не дождались, - сетует начальник управления сельского хозяйства Большереченского района Анатолий Рачапов. - Девушка нашла более престижное место работы рядом с городом. Между тем у нас все готово, чтобы зарегистрировать первое на севере региона племенное хозяйство. Будем как-то выкручиваться.
Дефицит кадров пытаются восполнить омские ученые и специалисты государственного предприятия "Омскплем". Они работают с хозяйствами по договорам. Учитывая расстояния и объем работы, научные сотрудники успевают побывать у подшефных раз в квартал. И в лучшем случае - дать оперативные рекомендации по кормлению и содержанию животных.
Массовое улучшение стада, по мнению специалистов, невозможно без искусственного осеменения. В области этот метод применяется почти сорок лет. За это время показатели продуктивности молочного скота удалось увеличить в два раза. Сегодня по областной программе развития малых форм хозяйствования в районах области открываются пункты искусственного осеменения. Владельцы частных подворий могут дважды бесплатно воспользоваться услугой. В этом году более двенадцати тысяч коров прошли через эту процедуру. Это примерно десятая часть от имеющихся на частных подворьях животных.
Справедливости ради следует сказать, что, несмотря на все проблемы, регион вписывается в государственный стандарт по уровню племенной работы. По требованиям минсельхоза России удельный вес племенных животных должен составлять не менее пятнадцати процентов областного стада. В Прииртышье эта цифра на две десятых процента выше. Слишком мало, чтобы почивать на лаврах.
Мнение
Иосиф Герк, руководитель племенного хозяйства Нововаршавского района:
- Наше хозяйство находится на первом уровне организации селекционной работы. То есть в отличие от племзавода на эту деятельность мы не получаем средств, хотя наши телочки на семьдесят процентов чистокровные. Хотя еще три года назад на каждую голову крупного рогатого скота (а у нас их более пяти тысяч), из федерального бюджета выделялось по пятьсот рублей, сейчас - ничего.
Компенсация затрат покупателя положения не спасает: в этом году нам не удалось продать двести отличных телок. Стоит ли стремиться к статусу племенного завода? Сомневаюсь. Затраты возрастут многократно, а субсидии из федерального бюджета по сравнению с ними - крохи. Без кардинальных перемен в системе поддержки отрасли из этого замкнутого круга не вырваться.
Тем временем
На одном из последних заседаний регионального правительства принята концепция развития сельского хозяйства области на 2008 - 2012 годы. На развитие животноводства при условии пятидесятипроцентного софинансирования с федеральным бюджетом из региональной казны планируется направить три миллиарда рублей.