За чистоту ростовского автотранспорта не отвечает никто

Одно из автотранспортных предприятий Ростова приобрело моющие пылесосы для уборки сидений в салоне. Как показало расследование "РГ", такой подход к чистоте в АТП города - большая редкость.

Слой пыли, фантики от конфет, шелуха от семечек, пивные бутылки - чего только не увидишь в салоне. Самые чумазые почему-то автобусы. Именно их в городе больше всего - 1200 единиц.

- Улицы шампунем в Ростове не моют - не Париж! - попытался пошутить заместитель директора по эксплуатации одного из автотранспортных предприятий города. - Поэтому и в салонах грязь, куда ж ей деваться? Водитель убирает перед пересменой только свое рабочее место, и на том спасибо. А внутрисалонную уборку автобуса проводят раз в три дня, когда загоняют его на мойку. Вот у нас четыре дня воды не было на предприятии - представляете, какой транспорт на линию выходил? А что делать?

Убирают салон так: собирают крупный мусор, а потом водой из шланга смывают грязь. Положено еще протирать резинки на стеклах. Чистых не видела никогда. А через каждые 30 000 километров, это примерно раз в три месяца, в автобусе должны протирать стены и потолки. Должны! Чистота сидений в автобусах тоже под вопросом: мыть их или чистить? Ведь они комбинированные, а спецтехники для уборки нет. Поэтому чистят их только пассажиры - своей одеждой. И если зимой это еще не так страшно, то летом посадить на них ребенка в платьице решится не каждая мама.

- Сложнее всего со шторками, - сетует собеседник. - Без них в нашем южном климате не обойтись - стекла в автобусах тонируют крайне редко. Но занавесочки эти, по-хорошему, нужно срывать и выбрасывать! А как ездить летом?

- У меня полномочий проверки именно санитарного состояния салонов нет, - подчеркнул начальник отдела общественного пассажирского транспорта департамента транспорта Ростова Сергей Посохов. - Конечно, при подготовке к выпуску транспорта внутри салона должны проводить уборку. Кто за этим следит? Наверное, этот вопрос на совести руководителя автотранспортного предприятия. Но вы же понимаете, в каждую дырочку заглянуть и все помыть, к тому же каждый день, сложно. Плюс это дополнительные затраты на моющие средства, и времени больше уходит. Конечно, пассажиры нам жалуются на грязь в автобусах. Но когда плохая погода, в автобус заносят по 15-20 килограммов грязи на обуви. Чистым транспорт может быть только в пять утра. А занавески на окнах, на мой взгляд, и вешают для того, чтобы грязь прикрыть рюшами!

Недавно мэрия закупила новенькие трамваи. Они сверкали чистотой и радовали глаз. Даже захотелось переехать в другой район, чтобы пользоваться именно этим видом транспорта.

- Чем лучше убрано в салоне трамвая, тем меньше мусорят, - уверенно сообщил директор транспортной компании. - Мы это поняли и стараемся теперь на совесть. Убираем в них ежедневно. Уборщики и мойщики готовят трамваи к выходу на линию ночью. Подметают, проводят влажную уборку, чистят моющим пылесосом сиденья. Мы специально два купили - на 40 единиц транспорта нам хватает. Конечно, протираем поручни с добавлением специального средства. Мы же понимаем: только отлаженным расписанием качество пассажироперевозок не повысишь. Люди хотят чистоты.

Южное управление госавтонадзора планово проверяет автотранспортные предприятия раз в два года. Но проверкой санитарного состояния общественного транспорта не занимается.

- Смотрим, конечно, чтобы было чисто, чтобы сидения были целые, - рассказал сотрудник Южного управления госавтонадзора. - Но это не наша функция. Это дело санитарных служб.

В Роспотребнадзоре найти ответственных за санитарный порядок в транспорте тоже не удалось. Существует отдел, который занимается проверкой санитарного состояния водного и речного транспорта, для которого разработаны санитарные нормы. Есть отдел надзора за условиями труда - следит за порядком на рабочих местах водителей.

- Понимаете, санитарных норм для содержания общественного транспорта не было раньше и нет сейчас, - устало сообщил собеседник в Роспотребнадзоре. - Мы, конечно, можем выписать предписание автотранспортному предприятию, но они легко обжалуют его в суде. Значит, мы этого делать права не имеем…

Прямая речь

Лилия Шельмина, инструктор по гигиеническому воспитанию больницы №20:

- Чистота в транспорте - это прежде вопрос внутренней культуры самих горожан. Люди до сих пор не понимают, почему нельзя сумку поставить на землю, а потом водрузить на пассажирское сиденье. Ведь эту грязь потом вытрут своей верхней одеждой другие и принесут ее в дом. Советую всем ростовчанам после пользования транспортом тщательно мыть руки, лицо и промывать нос - здоровее будете!