Поговорка "Не подмаслишь - не поедешь" на Дону скоро может стать особенно актуальной. Научно-технический совет областного минсельхоза одобрил программу производства биотоплива на основе растительных масел. На альтернативное горючее в перспективе планируется перевести сельскохозяйственное производство.
В Германии самое популярное слово уже давно не "шнапс", а "рапс", ведь именно на его основе, помимо сои и пальмового масла, делают биодизель, которым "питаются" и маленькие автомобильчики, и большие автобусы.
- На "Зеленой неделе" в Берлине, когда немцы узнавали, что мы выращиваем эту культуру, подходили и прямо просили: "Дайте нам рапс!", - припоминали участники ростовской делегации, вернувшись из Германии.
В Ростовской области в последние годы его посевы увеличились в разы. Но вместо того чтобы экспортировать урожай, было решено перерабатывать его силами сельхозпредприятий, получая биотопливо, и здесь же, на месте, использовать для заправки сельскохозяйственной техники. Для этого разработали специальную программу, рассчитанную на семь лет.
- К 2015 году мы планируем сократить потребление традиционного дизельного топлива во время основных полевых работ на 15 процентов, а заодно уменьшить затраты на горючее на 18-22 процента - говорит Виктор Пахомов, директор ВНИПТИМЭСХ - института, занимавшегося разработкой стратегии.
Программа рассчитана на разные масличные культуры, которые хорошо растут на территории региона. Но если с урожайностью подсолнечника на Дону все в порядке, то рапс до нужных показателей пока недотягивает. Впрочем, как утверждают специалисты, урожайность рапса, особенно озимого, можно существенно улучшить. Поэтому сейчас разрабатывается особая технология выращивания этой культуры, которая позволит повысить ее зимостойкость. Внедрить эту технологию собираются уже на первом этапе реализации программы в ближайшие три года. На эти же сроки разработчики наметили серийное производство недостающего оборудования для переработки, организацию сервисной службы для сельхозпредприятий, которые будут изготавливать биосолярку, и запуск пилотного объекта.
- Опыт работы на этом объекте поможет прояснить многие аспекты технологического характера. Тогда же будет уточнена и экономическая эффективность производства биотоплива, - замечает Пахомов. - Но уже сейчас можно сказать, что биодизель из подсолнечника менее выгоден. Его стоимость будет меньше обычного дизеля всего на рубль. Биотопливо на рапсовом масле гораздо дешевле - на пять-шесть рублей.
Помимо насыщения местного рынка альтернативным горючим разработчики программы рассчитывают убить еще нескольких зайцев. К примеру, поспособствовать реализации национального проекта АПК, сформировав кормовую базу для скота.
- В процессе производства биодизеля получаются побочные продукты: жмых и глицерин. Жмых пойдет на корм скоту, глицерин можно пустить на фосфорные удобрения и пенообразователь, на базе которого можно делать стройматериалы, в частности пенобетон. Такая технология разработана специалистами-химиками одного из заводов Новочеркасска, - резюмирует Пахомов.
Будет ли программа утверждена, станет известно уже после Нового года на одном из заседаний Заксобрания области. А пока ей предстоит получить одобрение коллегии донской администрации.
Владимир Зинченко, начальник управления аграрной политики и отраслевого развития минсельхоза Ростовской области:
- Сегодня в России создана необходимая нормативная база для производства и применения биотоплива. По ГОСТу допускается пятипроцентная добавка в обычный дизель. Поэтому, я считаю, самое время начинать работать в этом направлении и запускать программу.
Михаил Таранов, ректор Азово-Черноморской государственной аграрной академии:
- Никто в России еще не залил биотопливо в двигатель и не вспахал на нем ни одного гектара. В процессе реализации программы могут возникнуть вопросы, о которых мы не подозреваем, поэтому их надо решить до того, как документ будет утвержден. К примеру, законченной технологии производства рапсового масла в стране нет, не исследовано, в какой пропорции добавлять его в дизель, как при этом поведут себя машины, как это топливо повлияет на износоустойчивость двигателя. Другой вопрос - нет технологии утилизации отходов. В Германии давно отработан процесс получения биотоплива, но и там проблема отходов стоит очень остро. Наверное, немцы не хуже нас знают, что глицерин можно использовать для производства мыла или бетона. Но если они не идут по этому пути, значит, есть причины. Пока непонятно, можно ли будет использовать жмых в качестве корма для скота, будет ли он полезен животным.
Игорь Дзреев, директор сельхозпредприятия:
- Развитие производства биотоплива в Ростовской области в любом случае пойдет на пользу донским хозяйствам, потому что у них появится дополнительный рынок сбыта и использования выращенной продукции. Их финансовые показатели пойдут вверх, поэтому надо воплощать в жизнь эту идею. Но надо выяснить, есть ли необходимость разрабатывать отечественную установку для получения биодизеля. Ведь подобные производства уже работают во многих европейских странах. Зачем изобретать велосипед, если он есть? Кроме того, стоит прояснить еще один момент, который касается дефицита кадров высокой квалификации. Одним из компонентов, используемых для выпуска биотоплива, является яд. Это значит, что каждое хозяйство должно будет обзавестись специалистом-химиком, чтобы он следил за правильностью соблюдения технологии. Но мы сейчас даже агронома не всегда можем найти. С химиками будет еще большая проблема, тем более речь идет о работе на селе.