116 лет назад, 21 декабря 1891 года, родилась Елизавета КузьминаКараваева, будущая Мать Мария. А три года назад Константинопольской православной церковью она была причислена к лику святых.
Посвящение Блока
Детство и отрочество Лизы прошли около Анапы, на севере Черноморского побережья, где у ее отца Юрия Пиленко, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, было небольшое имение с виноградником. Мать Лизы - Софья Борисовна, урожденная Делоне, происходила из высокого рода. Ее прапрадедом был последний комендант Бастилии де Лоне, растерзанный восставшими парижанами. Прадед Лизы Пиленко, доктор французской армии, оказался в России с наполеоновскими войсками. В суровую зиму 1812 года он затерялся на просторах России и женился на помещице Смоленской губернии Тухачевской, из семьи которой вышел и первый советский маршал.
Благодаря же деду Елизаветы, генералу Дмитрию Пиленко, захолустный городок Анапа прогремел на всю Россию. Он первым стал выращивать на Кубани виноград и даже посоветовал государю разбить виноградник в районе Абрау-Дюрсо. В XIX веке на новгородской ярмарке он получил первые серебряные, а затем и золотые медали за великолепные сорта винограда и вина Анапы.
После смерти отца в 1906 году семья Пиленко переезжает в Санкт-Петербург, где в 1908 году произошла встреча Лизы с Александром Блоком. Это ей, как утверждают многие исследователи, он написал знаменитые строчки: "Ты стоишь передо мной такая юная..." А она, попав под магию его стихов, сама становится поэтессой, которую современники ставили в один ряд с Ахматовой и Цветаевой.
В юности она часто бывала наездами в Анапе, где любила воображать себя скифской царевной, выходила на лодке в море. А в октябре 1914 года Елизавета Юрьевна крестила свою дочь Гайану в анапском Свято-Онуфриевском храме. Революцию она тоже встретила в Анапе и оказалась здесь в самой гуще бурных событий. Писатель Евгений Богат, много лет собиравший материалы о Матери Марии, описывает, как Елизавета Юрьевна, избранная в это бурное время городским головой, собрала митинг и спасла город от погрома матросов-анархистов. После прихода большевиков она работала комиссаром просвещения и здравоохранения, а когда к власти пришли деникинцы, оказалась под судом. Процесс состоялся в 1919 году в Екатеринодаре. Ее обвинили в сотрудничестве с анапскими большевиками, а также в национализации санаториев и винных подвалов. За нее вступаются Алексей Толстой и Максимилиан Волошин. И 27-летнюю подсудимую, которой грозила смертная казнь, приговаривают к двухнедельному аресту. В эти дни в нее влюбляется член Кубанской рады Данила Ермолаевич Скобцов, и она выходит за него замуж.
Жизнь в лагере смерти
В 1920 году с мужем, дочерью Гайаной, только что родившимся сыном Юрием и мамой Софьей Борисовной она покидает Россию навсегда. В Париже Елизавета Юрьевна принимает монашеский постриг, основывает благотворительную организацию и общежитие для русских эмигрантов. В войну, во время оккупации Франции, столовая для бедных в ее доме на улице Лурмель, 77, стала явочным местом для борцов с фашизмом. У нее скрывались от фашистов, а затем переправлялись в безопасное место евреи, французы, англичане, чехи, русские... Мятежная монахиня носила мужскую монашескую одежду, доставшуюся ей после лишенного сана и убежавшего иеромонаха, умела плотничать, малярничать, писать иконы, доить коров, ходить по парижским рынкам за продуктами, чтобы накормить обездоленных.
Ее семья не могла не привлечь к себе пристального внимания со стороны оккупантов. Сначала фашисты забрали сына Юрия. А позже гестаповцы арестовали и Мать Марию. В 1944 году, когда Юрий погиб в Бухенвальде, мать Мария была в лагере Равенсбрюк. Ее соседка по нарам Женевьева де Голль - сестра будущего президента Франции Шарля де Голля - напишет в своих воспоминаниях: "Около нее мы молимся или иногда поем вполголоса. На матрасишке она устраивает настоящие маленькие "кружки", в которых беседует о русской революции..."
В женском лагере смерти Мать Мария провела два года жизни, наполненных действиями, поступками и верой. В последние месяцы она начала вышивать крестиком изображение Божьей Матери, держащей на руках младенца Христа, уже распятого на кресте. Верила: "Если успею закончить, она поможет выйти живой отсюда..." Не успела, погибла за месяц до освобождения. Но осталась жить в веках.
Чтоб видеть край желанный
В Анапе чтят память Матери Марии и ее семьи. В 1895 году в селе Юровка, расположенном в 30 километрах от Анапы и названном еще в годы их жизни здесь в честь отца Елизаветы Юрьевны, был открыт народный музей. Для него специально была привезена земля из парка-мемориала на месте бывшего концлагеря Равенсбрюк. В 1991 году, к 100-летию со дня рождения Матери Марии, на Высоком берегу возле морского порта Анапы был установлен памятный знак - православный крест на красном гранитном камне. В анапском археологическом музее "Горгиппия" открыта постоянно действующая экспозиция, посвященная Матери Марии. Здесь собраны подлинные вещи, книги, фотографии, картины, рисунки, выполненные талантливой рукой Лизы Пиленко. Несколько лет назад в музее побывал посол Франции. Он высказал удовлетворение тем, что в Анапе хранят память "о русской эмигрантке из Франции".
Весть о том, что Кузьмину-Караваеву помнят в России, очень удивила кузена, троюродного брата Елизаветы Юрьевны Сергея Пиленко. В 2000 году он прислал письмо в одну из местных анапских газет, в котором написал: "Я очень тронут тем, что почти через сто лет после революции вы не побоялись опубликовать в вашей газете мои воспоминания. Воспоминания того, кто покинул Родину". В 2001 году в 80 с лишним лет он приехал из Франции в Анапу, откуда его увезли в шестилетнем возрасте, и стал почетным гостем международной конференции памяти Матери Марии, в канун ее 110-летия впервые прошедшей в Анапе.
Более 20 лет Сергей Пиленко (сейчас, к сожалению, его уже нет в живых) занимался генеалогией рода Пиленко, дошел до 1630 года и выяснил, что "предок Филипп Пиленко был запорожским казаком, полковым старшиной, который по примеру Богдана Хмельницкого давал свою казачью шашку польскому королю Владиславу III".
"Всю жизнь свяжу обетами, чтоб видеть край желанный", - эти строки из стихотворения Елизаветы Юрьевны помогают понять ее отношение к Кубани и Анапе. Образ малой родины с ее буйным разнотравьем, разгульными свежими ветрами, непредсказуемым морем и золотыми песчаными дюнами всегда вдохновлял и давал силы Матери Марии в самые трудные минуты ее подвижнической жизни.