13.12.2007 05:30
    Поделиться

    В Саратове дисквалифицированные руководители снова возвращаются к власти

    Нередко дисквалифицированные управленцы вновь незаконно занимают руководящие должности

    Руководители органов власти и предприятий, принимая новых сотрудников на управленческие должности, не запрашивают информацию об их возможной дисквалификации в прошлом. В результате нерадивые руководители снова могут оказаться у власти.

    Уволен за долги

    Уже около пяти лет в нашем регионе к нерадивым управленцам применяется эффективная мера наказания - дисквалификация. За это время, в основном за невыплату зарплаты сотрудникам, своих кресел лишились более сотни горе-руководителей. Только за два последних года, по данным прокуратуры, было дисквалифицировано 65 руководителей различных организаций и учреждений и возбуждено 42 уголовных дела по статье 145.1 "Невыплата зарплаты".

    Дисквалифицированы за невыплату зарплаты сотрудникам хорошо известные в области руководители: директор федерального предприятия ГИТОС Игорь Мосин, руководитель крупной строительной организации "Саратовгэсстрой" Роман Максаков, арбитражный управляющий Вольского завода строительных изделий С. Михеев. А помимо них десятки управленцев из сельскохозяйственных, жилищно-коммунальных, строительных и других организаций.

    Фамилии дисквалифицированных руководителей заносятся в специальный реестр, и в течение определенного времени (его устанавливает суд в пределах от шести месяцев до трех лет) эти люди не могут занимать руководящие должности как в государственных структурах, так и на частных предприятиях. Кстати, дисквалифицировать могут не только за нарушение трудового законодательства, но и за фиктивное банкротство, нарушение законодательства о государственной регистрации, неисполнение законных предписаний уполномоченных органов и ряд других нарушений. В настоящее время в федеральном реестре дисквалифицированных руководителей значится 795 человек, из них 32 саратовца.

    - Возбуждение уголовного дела и дисквалификация - очень эффективные методы воздействия на нерадивых управленцев. Чаще всего, лишь только дело доходит до этого, задолженность по зарплате тут же погашается, - рассказывает прокурор отдела областной прокуратуры Александр Зубрилов.

    В настоящее время официальная задолженность по заработной плате, составлявшая в 2002 году в Саратовской области около 450 миллионов рублей, сократилась более чем в десять раз. По данным областной прокуратуры, сейчас должны своим работникам всего три саратовских предприятия: ГИТОС,  авиационный завод и Госсеминспекция. Причем два первых - банкроты. Если сегодня выявляются новые факты невыплаты зарплаты, то нередко речь идет об одном-двух работниках, а не о сотнях и тысячах человек, как было всего несколько лет назад. Чаще всего такие нарушения происходят теперь на небольших предприятиях, занятых в сельском хозяйстве.

    Куда в дальнейшем устраиваются управленцы, проявившие свою несостоятельность? По данным областной прокуратуры, нередко в ту же организацию, но на рядовую должность. Так, в Федоровском районе суд в этом году дисквалифицировал и. о. председателя колхоза и заведующего предприятием. Оба экс-руководителя трудятся в тех же организациях, но на других, более скромных должностях. 

    Прием без запроса

    Но есть ли гарантии, что дисквалифицированные управленцы не пересядут в другое руководящее кресло или не будут руководить тем же предприятием через подставных лиц? Ведь, как показывают факты, обязательная проверка при приеме руководителей на работу в Саратовской области практически не ведется.

    - Конечно, абсолютной уверенности, что этого не произойдет, нет, -  говорит Зубрилов. - Например, на одном из предприятий прокуратура последовательно добивалась дисквалификации через суд троих руководителей, сменявших друг друга. Для того чтобы не допускать подобных фактов, и был создан реестр дисквалифицированных лиц и разработан механизм их учета.

    С апреля этого года предоставлять информацию по дисквалифицированным гражданам начал и информационный центр при ГУВД по Саратовской области.

    - Однако за 8 месяцев к нам было только три обращения по поводу реестра дисквалифицированных лиц: два от граждан, которые хотели получить справки, еще одно - из правительства области, - рассказывает руководитель ИЦ полковник милиции Юрий Ганин.

    Для сравнения: в Красноярском крае за то же время в информационный центр местного УВД поступило 2288 обращений, в Москве - 818, в Кемеровской области - 794, в Амурской области - 119.

    Такая ситуация может свидетельствовать только об одном:  при приеме на руководящие должности в Саратовской области кандидатов не проверяют по реестру дисквалифицированных лиц, а контролирующие структуры не обращают на это особого внимания.

    Между тем закон прямо обязывает лицо, уполномоченное заключить договор с гражданином, назначаемым на управленческую должность, запросить информацию из реестра дисквалифицированных лиц.

    Причем работодателя, принявшего на руководящую должность дисквалифицированного управленца, ожидает наказание до 100 тысяч рублей штрафа. Однако, как говорят в прокуратуре, пока ни одного такого факта в Саратовской области не выявлено.  

    Кстати, у пассивности местной власти и руководителей хозяйствующих субъектов есть еще одно объяснение - сила традиции. Как-то знакомый сотрудник правоохранительных органов признался, что к нему в частном порядке нередко обращаются знакомые работодатели, просят проверить, не привлекался ли тот или иной гражданин к уголовной ответственности. Ведь официальным образом такую информацию, в отличие от данных по дисквалификации, не узнать, а получить работника, зарекомендовавшего себя нечистым на руку, тоже никому не хочется. Между тем ИЦ ГУВД в соответствии с законом сведения о судимости может предоставить только в двух случаях: либо по запросу правоохранительных органов, либо по требованию самого гражданина.

    Несколько лет назад в Саратовской области наблюдалась тревожная тенденция: чиновники, осужденные за экономические и хозяйственные преступления, возвращались на руководящие должности. Так, в Балтайском районе пост председателя избирательной комиссии и одновременно заместителя главы администрации по экономике занимала дама, осужденная за мошенничество и подделку документов. В Ровенском районе заместителя главы, получившего судимость за взятку, тут же взяли на работу начальником отдела в ту же администрацию. Еще в одном районе главный  санитарный врач, которому суд вынес приговор за мздоимство, вообще остался на своей должности.

    Ушло ли это явление сейчас в прошлое или общество просто не знает о подобных фактах?

    Комментарий

    Иван Комаров, начальник управления кадровой политики и государственной службы правительства Саратовской области:

    - Думаю, новые правила пока дошли не до всех, хотя во все подведомственные областному правительству органы исполнительной власти и организации такую информацию мы направляли. Вот как кто-нибудь обожжется на этом, примет на работу гражданина, подвергшегося дисквалификации, и его за это накажут, тогда сведения начнут запрашивать.

    Поделиться