Новости

14.12.2007 03:40
Рубрика: Общество

Магистры летят в космос

С 1 сентября 2009 года все российские вузы начнут готовить бакалавров и магистров. Это предписывает им недавно принятый закон о двухуровневой системе высшего образования.

Острее всего нововведение отозвалось в технических вузах. Можно ли подготовить квалифицированного инженера за 4 года? Будет ли он востребован на рынке труда? Вчера в редакции "Российской газеты" на этот и другие вопросы отвечали ректор главного технического вуза страны - МГТУ им. Баумана, президент Ассоциации технических вузов России Игорь Федоров и руководитель полета российского сегмента Международной космической станции, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев.

Российская газета: Игорь Борисович, ваш университет уже давно наряду со специалистами выпускает из своих стен и бакалавров, и магистров. Довольны тем, что теперь такая схема высшего образования получила прочную законодательную основу?

Игорь Федоров: Сначала, когда в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и предлагалось немедленно перейти на тотальную двухуровневую систему "бакалавр - магистр", мы - я имею в виду Ассоциацию технических вузов России - были против. В таком виде она неплохо работала бы для экономических, гуманитарных вузов, но мы-то готовим инженеров, разработчиков новой техники и технологий. Здесь уровень специалиста должен обязательно остаться. Дискуссия была острая, но в конечном итоге нашу точку зрения услышали: в законе уровень специалиста остается для подготовки по некоторым направлениям. Их в скором времени утвердит правительство РФ. Это радует.

РГ: Владимир Алексеевич, если к вам, на одно из ведущих космических предприятий, придут устраиваться на работу инженер-бакалавр и инженер-специалист, кому вы отдадите предпочтение?

Владимир Соловьев: Признаться честно, пока не было такого случая, чтобы к нам пришел человек с дипломом бакалавра. Да и мест, куда можно было бы его взять, у нас очень мало. Все-таки ракетная космическая техника - это современные технологии, сложные организационные схемы. У бакалавра, несомненно, будет очень хорошая академическая подготовка, знание высшей математики, физики, химии. Тем не менее он совершенно не подготовлен с точки зрения конкретной деятельности. Он, скажем так, хороший техник. А космическое пространство ведь достаточно враждебное и предполагает навыки управления самой совершенной техникой. Такое, боюсь, будет под силу только человеку, прошедшему магистратуру, у которого есть исследовательская и в какой-то мере даже творческая жилка.

Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте в одном из следующих номеров "РГ".

Общество Образование Деловой завтрак Реформа образования