Валерий Выжутович: Украинской системе власти гарантирован регулярный сбой

На Украине никак не могут избрать премьер-министра. Верховная рада впала в ступор: оппозиция блокирует парламентскую трибуну, спикера не пускают в зал, депутаты ведут полемику в режиме рукопашной...

 

В истоке скандала - состоявшееся во вторник голосование по кандидатуре Юлии Тимошенко, представленной президентом на пост главы правительства. Чтобы вернуться в премьерский кабинет, где она однажды уже побывала на правах хозяйки, Тимошенко не хватило одного голоса. Причина возникшего дефицита поддержки отчасти забавна: технический сбой в электронной системе подсчета голосов. Ввиду чего этой системе был тотчас вынесен вотум недоверия. "Мы не доверяем электронной системе, - сказал лидер блока "Наша Украина - Народная самооборона" Юрий Луценко. И не будем доверять, добавил он, "пока не сменится ее техническое руководство". Приняв версию о чьем-то рукотворном вмешательстве в беспристрастную электронику, президент Виктор Ющенко отдал распоряжение правоохранительным органам немедленно провести расследование. А один из лидеров БЮТ Александр Турчинов обнаружил в счетчике, нелояльном к парламентскому большинству, ранее не замечаемый изъян: "Электронная система голосования "Рада" работает уже десять лет и до сих пор не имеет сертификата Службы безопасности Украины, поэтому не защищена от фальсификаций". Кроме того, выяснилось, что при использовании системы "Рада" не ведется электронный протокол, который фиксировал бы включение и отключение мест от пультов для голосования. Словом, техногенная катастрофа.

Что в момент голосования, пусть даже очень важного, электроника дала сбой, в том нет оснований сомневаться. Бывает. Техника, особенно неисправная, способна творить чудеса. Но глупая техническая накладка может сыграть в политической судьбе Тимошенко, а соответственно и в создании новой конфигурации украинской власти, роковую роль - как соломенная шляпка в известном водевиле. Хотя случившийся сбой - лишь по виду технический. По сути же он имеет политическую природу. Коалиция, насчитывающая 228 мандатов (всего на два больше, чем требуется для численного перевеса), лишенная надежного резерва голосов, не защищена от всяческих напастей; кто-то заболел, кто-то, как многократно бывало, перебежал в другую фракцию, кто-то соблазнился административной должностью - и все, на электронное табло уже неча пенять, оно показывает достоверный результат.

Шаткость властной конструкции, создаваемой сейчас на Украине, очевидна. И более, чем кому бы то ни было, она очевидна ее создателям. Виктор Ющенко не от бескрайней веры в крепость своих союзнических уз с Юлией Тимошенко выдвигает ее в премьеры, а потому, что деваться некуда: после досрочных парламентских выборов она снова в тройке главных лиц украинской политики. Максимум, что может сделать президент для возвращения себе важных рычагов управления (они были утрачены в результате конституционной реформы, проведенной в декабре 2004 года в безоглядном революционном порыве),- это урезать полномочия будущего премьера. Именно этим Ющенко ныне больше всего озабочен. Он намерен добиться от Рады принятия поправок в закон о кабинете министров, ограничивающих сферу компетентности правительства. Чтобы Тимошенко, став премьером, не получила тот же объем власти, каким обладал в пору своего премьерства Виктор Янукович. Очередность решений, по мысли Ющенко, должна быть такова: сначала поправки в закон о кабмине, потом - голосование по кандидатуре его главы. Тимошенко же хочет, чтобы все шло обратным порядком. И уверяет: не обману; как только стану премьером, добьюсь принятия предложенных президентом поправок.

Это еще одно свойство украинской политики: никто никому не верит. Ющенко не верит Тимошенко, боится, что она отберет у него власть. И боится не зря. Он хлебнул уже этого опыта. В прошлой Раде правящая коалиция, нарастив численность, постепенно стала теснить президента на государственном поле. Она отняла у него полномочия в сфере обороны и внешней политики. Ограничила его влияние на финансовые потоки, включая Сбербанк и Укрэксимбанк, стала подбираться к Укрспецэкспорту и Госуправлению делами. Все чаще игнорировала президентское мнение при рассмотрении спорных вопросов. Наконец оповестила, что скоро расширит свои ряды до 300 депутатов. А это - конституционное большинство. При таком количестве голосов можно ставить вопрос о статусе русского языка, о формате отношений с Россией, о вступлении в НАТО и об импичменте президенту. Тем самым депутаты загнали президента в угол. И вынудили его на крайний шаг - распустить парламент. Вот поэтому Ющенко вновь опасается подвоха. Тимошенко же - та не верит вообще никому, даже своим соратникам; всю прошедшую неделю она пребывала в подозрениях, что в рядах "оранжевой" коалиции найдутся предатели, которые не станут голосовать за нее.

Причины происходящего сейчас в Верховной раде, конечно же, не сводятся к непростым отношениям Ющенко с Тимошенко, столкновениям между парламентским большинством и меньшинством, практически равновесными. Настоящая причина постоянного воспроизводства политических кризисов на Украине заключена в системе власти, сложившейся здесь после 2004 года. Эта система разбалансирована. У нее нет надежных опор. Поэтому любые договоренности между политиками недолговечны и ничего не стоят. Да и кадровый состав украинской власти после Майдана не претерпел серьезных изменений. Что революция не произвела на свет достаточного количества новых политиков, был вынужден признать и сам Виктор Ющенко. Отправляя в сентябре 2005 года правительство в отставку, он сказал: "Во власти было много новых лиц. Но лицо власти не изменилось". Добавим: и вряд ли могло измениться. Потому что новых лиц в команде президента, что бы он там ни говорил, было как раз немного. Практически все, кто получил посты в послереволюционном правительстве, до этого побывали во власти. Кабинет министров был сформирован из людей, в разное время и по разным причинам отправленных в отставку прежними президентами. Эту команду обиженных формировали обиженные больше всех - бывший премьер-министр Ющенко и бывший вице-премьер Тимошенко.

Помимо обиженных прежней властью, в новую рекрутировались и те, кто ничем, кроме преданности "оранжевым" идеалам, государственных постов не заслуживал. Потом их сместили с должностей, заменили другими людьми, но президентская констатация - "лицо власти не изменилось"- не утратила актуальности. Дело, впрочем, не только в том, что собирательный портрет нынешней украинской власти мог бы быть посвежее. Дело в отсутствии отлаженных государственных механизмов, способных работать в автономном режиме, независимо от того, о чем в тысячный раз договорятся Ющенко с Януковичем или оба они - с Тимошенко, и кто кого потом "кинет".

Ладно, как бы там ни было, не сегодня так завтра Украина получит нового премьера. Начнется формирование кабинета министров. Возникнут новые политические союзы. Произойдет перегруппировка сил. Кого-то отправят в отставку, кого-то назначат. Но пока не укрепятся государственные институты, не появятся нормально работающие механизмы управления, украинской системе власти гарантирован регулярный сбой. Даже при безупречно отлаженной электронике.