До выборов в парламент Киргизии, которые состоятся 16 декабря, остаются считанные дни. Участники борьбы за депутатские мандаты не дают скучать избирателям. Что ни день, то скандал.
Вчера одна из партий направила письма генеральному прокурору Эльмурзе Сатыбалдиеву и главе МВД республики Болотбеку Ногойбаеву с жалобой на действия сотрудников дорожной службы, воспрепятствовавших агитаторам разъезжать по улицам с громкоговорителем с целью пропаганды предвыборной программы своей партии. В ответ на письменный запрос партийцев в министерство внутренних дел с просьбой объяснить, на основании каких нормативно-правовых актов работники одного из подразделений ведомства ввели ограничения на проведение агитационных мероприятий, один из заместителей министра МВД сослался на постановление правительства восьмилетней давности и порекомендовал обратиться в управление госавтоинспекции республики.
Более того, милицейские чиновники посоветовали агитаторам, цитируем ответ замминистра, "сдать зачет по знаниям требований постановления правительства и "теоретический экзамен на предмет усвоения правил дорожного движения" в ГАИ.
Активисты выборной кампании, у которых, кстати, сотрудники дорожно-патрульной службы ГАИ отобрали мегафоны, вняли совету милиционеров и сели за изучение рекомендованных к сдаче в качестве зачета документов. Причем в качестве консультантов они призвали опытных юристов, коих в партии не мало.
В постановлении говорилось о порядке установления и применения специальных световых и звуковых сигналов на автомобилях и мотоциклах, опознавательных знаках, надписях, а также о том, какие именно машины считаются "автомобилями специального назначения" и так далее. Однако юристы не нашли в указанных документах и намека о том, в каких случаях разрешается либо запрещается использование громкоговорителей. Как, впрочем, и то, надо ли агитаторам, прежде чем взять мегафоны в руки, сдавать экзамены на знание правил дорожного движения.
Из этого партия-кандидат сделала вывод, что дорожная служба МВД действовала незаконно. Партийцы обратились к руководителю главного надзорного органа за исполнением законов в стране с просьбой принять меры прокурорского реагирования "по вышеперечисленным фактам".
Инцидент с громкоговорителями вызвал ироническую улыбку у многих киргизстанцев. Ведь еще не позабыто, как год назад по центральным улицам и площадям Бишкека разъезжали автомобили с митингующими, выкрикивающими далеко не безобидные слова в адрес действующей власти. И никому тогда и в голову не пришло заставить несогласных сложить "говорящие аппараты" и засадить их за парты штудировать настольную книгу автомобилистов.
Что тут скрывать, нынешняя предвыборная кампания изобилует скандалами, взаимными обвинениями, неординарными поступками кандидатов на парламентское кресло. К примеру, лидеру одной из политических партий, чтобы доказать свою правоту, пришлось даже пройти тест на детекторе лжи. Отличается декабрьский выборный марафон и бесчисленными судебными разбирательствами. Будущие парламентарии судятся со СМИ, телекомпании и газеты - с парламентариями, НПО - между собой. Некоторые кандидаты в судебном порядке обвиняют во всех грехах Центризбирком. В свою очередь и ЦИК не осталась в долгу.
Даже генпрокуратура недавно стала участницей судебного процесса в Бишкекском межрайонном суде. Надзорный орган подал иск против одной из партий, член которой разместил на собственном интернет-сайте сфотографированный на цифровую камеру избирательный бюллетень. В результате за 10 дней до выборов ЦИК вынуждена была уничтожить весь тираж листов для голосования и спешно начать печатать новые.
Вчера суд вынес решение в пользу генпрокуратуры, присудив ответчику оплатить 20 миллионов сомов за причиненный ЦИК материальный ущерб и еще свыше 188 тысяч - в пользу государства. Но это лишь один из немногих оглашенных вердиктов. А сколько еще заявлений и жалоб друг на друга разных участников выборного марафона находятся в процессе рассмотрения в судах, минюст не сообщает.
Пока одни борются за мандат, другие рисуют политическую картину выборной кампании. Например, ассоциация политологов республики поделила "марафонцев" на три группы - лояльных к нынешней власти, оппозиционно к ней настроенных и нейтральных. Третья сила, кстати, по мнению экспертов, более склонна поддержать действующую власть, нежели выступать ее оппонентом.
Несмотря на такой расклад, некоторые политологи считают, что у оппозиционных партий имеются неплохие шансы попасть в состав будущего парламента. По мнению аналитиков, подтолкнуть часть электората к протестному голосованию и тем самым отдать мандат доверия оппозиции могут рост инфляции, коррупция и бедность. Принципиальным является и вопрос, насколько чисто и прозрачно пройдут в Киргизии внеочередные выборы и процедура подсчета голосов избирателей.