В Кировский суд направлены иски о принудительном лечении двенадцати больных туберкулезом. Слушание подобных дел уже прошло в Октябрьском округе, в Москаленках и других районах города и области.
В течение года прокуратура неоднократно поднимала вопрос о госпитализации носителей опасной инфекции.
По мнению врачей, ситуация считается относительно спокойной, если на тысячу жителей приходится не более тридцати больных туберкулезом. Такая картина в регионе наблюдалась около трех десятилетий назад. Социально напряженные девяностые годы внесли в медицинскую статистику свои коррективы. Сегодня на тысячу омичей приходится более ста больных туберкулезом. Ежегодно их число увеличивается в среднем на треть. И это не может не беспокоить.
Если прежде туберкулез считался социальной болезнью, то теперь он вышел за эти рамки. Сегодня на учете в специализированных клиниках состоят и медицинские работники, и преподаватели, и предприниматели. Более половины из тех, кому неутешительный диагноз выставлен впервые, игнорировали требование фтизиатров о ежегодной флюорографии.
Впрочем, врачам социально адаптированные пациенты доставляют меньше всего проблем. Как правило, они добросовестно лечатся, строго следуя всем рекомендациям. Отдельный разговор - больные алкоголики, бомжи, бывшие заключенные.
- Большинство из них в принципе не способно выдерживать строгий больничный режим, - комментирует заместитель главного врача по лечебной работе туберкулезной больницы Людмила Попова. - Чтобы был эффект в лечении, необходимо около года регулярно принимать препараты, забыть о табаке и алкоголе. Неблагополучные пациенты, как правило, дольше недели не выдерживают. Одни бегут из больницы, другие подолгу отсутствуют. Толку от такого лечения никакого. Сегодня каждый третий носитель инфекции отказывается проходить курс терапии.
Что заставляет тяжело больных людей покидать стены стационара, никто объяснить не может. Эффект от душеспасительных лекций и экскурсий в отделение, где лежат тяжелобольные, практически нулевой.
Между тем больной открытой формой туберкулеза наносит вред не только себе, но и окружающим. В период обострения носитель палочки Коха, передающейся, как грипп, воздушно-капельным путем, способен заразить до двадцати здоровых человек. Неудивительно, что лечить таких пациентов обязывает закон. В случае отказа суды вправе вынести решение о принудительной госпитализации, и этим они пользуются все активнее. Только носителям инфекции закон, похоже, не писан. Например, с начала года в Октябрьском округе рассмотрено более двух десятков подобных дел. В клинику вернулся лишь один больной.
Несколько лет назад в одном из диспансеров существовало закрытое отделение для проблемных больных, рассчитанное на сорок человек. На окнах стояли решетки, на входе - охрана. Пациенты круглосуточно находились под контролем врачей. Потом отделение по каким-то причинам закрыли. Сегодня впору открывать аналогичные при каждом диспансере.
- Ни о каком принудительном лечении не может быть и речи без создания специализированных лечебных учреждений с высоким забором вокруг и военизированной охраной на входе, - считает Людмила Попова. - В Европе удалось победить туберкулез только путем создания лечебниц закрытого типа и полной изоляции больных. Нам пора перенять этот опыт, иначе показатели распространенности туберкулеза будут расти в геометрической прогрессии.
Сегодня так называемой социальной болезнью страдают не только взрослые. Опасный диагноз поставлен и почти ста юным омичам.
Справка "РГ"
Сегодня зарегистрировано около семи тысяч омичей, больных туберкулезом. Почти двум тысячам человек этот диагноз поставлен в текущем году. Это на двенадцать процентов больше, чем год назад. Восемьдесят процентов больных выявлено при профилактических осмотрах. От туберкулеза в 2007 году умерли почти четыреста человек.