Строительство ледового дворца в Ставрополе вызывает ожесточенные споры

В 2008 году в краевом центре планируется строительство дворца зимних видов спорта. Проекты по возведению ледовой арены вынашиваются уже около десяти лет, однако многие специалисты считают, что Ставрополю этот дворец не нужен.

Роскошь на руинах

На заседании архитектурно-градостроительного совета края было озвучено, что дворец будет рассчитан на 5,5 тысячи зрителей. Это позволит проводить здесь соревнования международного уровня. Для получения высококачественного льда собираются применять импортные холодильные установки. Предполагается, что грандиозное строительство ледового дворца в 414 квартале Ставрополя завершится через полтора-два года. И тогда все любители зимних видов спорта в краевом центре смогут наконец-то заняться любимым делом в роскошном помещении.

Оптимизма краевых властей по поводу "ледовой сказки" не разделяет большинство спортивных специалистов. Зимние виды в южном регионе никогда не культивировались, и начинать сейчас развивать фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей стоит при одном условии - если достойное внимание будет оказываться доминирующим видам: легкой атлетике, художественной гимнастике, баскетболу, футболу, гандболу. Но сейчас все они влачат жалкое существование.

- Мы тренируемся в том же зале, где я начинал свою карьеру сорок лет назад, - говорит заслуженный тренер России, наставник гандбольного клуба "Динамо-Виктор" Виктор Лавров. - Это настоящий сарай - площадка абсолютно не соответствует стандартам, поэтому домашние матчи чемпионата страны мы вынуждены проводить в Невинномысске. А ведь "Виктор" - единственный клуб в игровых видах, представляющий Ставрополье в элитном дивизионе. Люди из других регионов, когда узнают, в каких условиях мы занимаемся, за голову хватаются. Говорят - это каменный век, ледниковый период. Мне непонятно - почему нужно загубить легкую атлетику, игровые виды и возвести на этих руинах ледовый дворец? Сначала надо отремонтировать имеющуюся базу и создать условия тем, кто уже добился определенных результатов.

Ставрополье не избаловано крупными турнирами. Раз в год в Невинномысске проходит чемпионат страны по тяжелой атлетике, а в Ставрополе - международный акробатический турнир "Звезды прыжков". Отсутствие нормальных условий для работы приводит к тому, что край покидают лучшие молодые атлеты. Яркий пример - прыгун с шестом Леонид Кивалов. Ставропольский Бубка, как называют 19-летнего вундеркинда, установившего в нынешнем году мировой рекорд среди молодежи, уже обосновался в Краснодарском крае, где отношение к спортсменам значительно отличается от приема в родных стенах.

- Условия, в которых приходится заниматься атлетам в крае, не выдерживают никакой критики, - утверждает наставник спортсмена, заслуженный тренер России Валерий Исакин. - О каком ледовом строительстве можно говорить, когда все остальное разрушено? Кстати, в Невинномысске несколько десятилетий назад возвели Ледовый дворец, но не смогли содержать. Теперь там автостоянка. Можно возвести небольшой ледовый объект, а остальные деньги направить на доминирующие в крае виды. Если ничего не изменить, завтра некому будет ехать на Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы.

В день - по миллиону

Нынешнее финансирование отрасли не позволяет одновременно и восстанавливать материально-техническую базу, и возводить роскошный ледовый дворец. Между тем, по оценке специалистов, на содержание ледовой арены ежедневно будет уходить миллион рублей.

Полемика по поводу необходимости возведения ледового дворца - лишь вершина айсберга, скрывающая огромный пласт проблем ставропольского спорта. Два года назад отрасль возглавил Николай Могилинец. Новый руководитель за дело взялся ретиво, заявив, что до его прихода ничего хорошего для развития отрасли не делалось. Могилинец начал тасовать директоров специализированных учебных заведений (только в основной кузнице спортивных кадров края - Училище олимпийского резерва за это время сменилось семь руководителей) и как-то сразу разошелся во взглядах с большинством представителей спортивной общественности Ставрополья. Только своих заместителей министр менял пять раз.

Итогами новой политики Могилинца стало сокращение количества профессиональных клубов, массовый отъезд в другие регионы ведущих атлетов, потеря позиций во всероссийском рейтинге.

- По данным Федерального агентства по физической культуре и спорту, Ставропольский край впервые за последние годы скатился на 38-е место в рейтинге субъектов РФ, опустившись за год на 13 пунктов. Но, похоже, Николая Николаевича это устраивает. Он считает, что это достойная позиция. Это единственное министерство в правительстве, которое работает вообще без утвержденной программы, - говорит начальник управления физкультуры и спорта администрации Ставрополя Геннадий Козлов.

Получив власть, Могилинец пообещал, что к 2007 году добьется значительного увеличения финансирования отрасли - до ста миллионов рублей. Однако сухие цифры гласят, что в нынешнем году из регионального бюджета на развитие физкультуры и спорта было запланировано 77 миллионов 390 тысяч рублей. Получено 59 миллионов 228 тысяч, что составило 76,5 процента от общей суммы.

Да и целесообразность расходования этих средств нередко вызывает недоумение общественности. Взять хотя бы историю с женской ватерпольной командой "СКА-Уралочка", которая базировалась в Златоусте, а деньги получала от южного региона. Причем ни одной воспитанницы ставропольского спорта в команде не было. Тем не менее из краевой казны на нужды уральского коллектива-призрака было выделено более полутора миллионов рублей. Что, впрочем, не помогло "Уралочке", приказавшей долго жить, - команда прекратила существование. Но деньги возвращать в край никто не собирается.

Дошло до того, что коллектив министерства практически в полном составе написал открытое письмо, в котором поведал о деяниях своего начальника и попросил власти принять хоть какие-то меры.

- Действия Могилинца носят разрушающий характер, он парализовал жизнь спортивной общественности своим поведением и некомпетентными действиями, - рассказал корреспонденту "РГ" представитель министерства по физической культуре и спорту СК. - Чего стоит, например, приказ о распределении видов спорта между сотрудниками министерства! Могилинец расставил акценты по одному ему понятному принципу. В результате специалисты, годами занимавшиеся, к примеру, легкой атлетикой, стали курировать единоборства, с которыми никогда ранее не работали. И таких примеров масса.

Игра в одни ворота

Беспокоит и ситуация с подготовкой немногочисленного ставропольского отряда к Олимпиаде в Пекине, до начала которой осталось чуть более полугода. Начинать работу атлетам и их наставникам необходимо как минимум за два года до того момента, как зажжется олимпийский огонь.

- Наши кандидаты в сборную не могут нормально тренироваться, потому что на краевом уровне до сих пор не подписано постановление о подготовке олимпийцев, - утверждает заслуженный тренер СССР и России Василий Скакун. - При этом, чтобы отправиться на соревнования, мы последние два года вынуждены обивать пороги в министерстве физкультуры и спорта СК, пытаясь оформить документы и получить разрешение на выезд. Я уже не говорю о том, что деньги мы чаще всего ищем сами, не уповая на финансирование из бюджета.

- Никто из нас в глаза не видел программу развития физкультуры и спорта в Ставропольском крае, а без этого документа говорить о развитии отрасли не приходится, - утверждает председатель комитета ГДСК по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Евгений Болховитин. - Непонятно, на что конкретно тратятся средства из бюджета, каким направлениям отдаются приоритеты. Могилинец не поймет одной простой вещи - просить об увеличении финансирования отрасли должно министерство, а не депутаты. Однако инициатива у министра отсутствует, идет игра в одни ворота. Мы требуем, чтобы его планы были нам известны. И уже потом будем принимать меры, чтобы обеспечить финансирование конкретных проектов.

На все нападки недругов министр спорта отвечает, что оценивать его деятельность может только один человек.

- Мое дело - четко выполнять задачи, которые передо мной ставит губернатор края, которому я подчинен, - утверждает Могилинец. - Сложностей много, но я сам ставлю подчиненным в пример свою работу и говорю: делай, как я! Планирую, исполняю согласно плану, докладываю своему руководителю. Пишет письма тот, кто не хочет работать. Что касается 38-го места во всероссийском рейтинге, должен отметить, что основное внимание я сейчас уделяю выравниванию системы организации и управления, созданию новой инфраструктуры министерства, поднятию его статуса.

Пока Могилинец выстраивает вертикаль власти в отдельно взятом министерстве, положение не улучшается. Отрасль по-прежнему в упадке, и возведением одного ледового дворца ее не поднять.
Как рассказал "РГ" председатель Счетной палаты СК Андрей Колесников, деятельность министерства физкультуры и спорта сейчас проверяется. И хотя ревизия еще не завершена, по словам Колесникова, положение дел в ведомстве оставляет желать лучшего.

Кстати
Пока в Ставрополе дворец зимних видов спорта "строится" только на бумаге, во Владикавказе аналогичные работы уже завершили - в прошлом году начали, нынешней осенью сдали в эксплуатацию. Технические параметры арены в столице Северной Осетии достаточно скромные, но вполне устраивают всех. Физкультурно-оздоровительный комплекс занимает площадь около четырех тысяч квадратных метров. Сочетать приятное с полезным на ледовой арене во Владикавказе одновременно могут более ста человек на коньках, трибуны рассчитаны на 236 зрителей.