Накануне Нового года первыми в регионе о будущем летнем отдыхе детей заговорили в Лабытнангах. Для того чтобы как можно больше ямальских ребятишек смогли летом поправить здоровье, поработать или просто найти себе дело по душе, из городской казны решено выделить свыше шести миллионов рублей.
Около трети из этих средств пойдет на организацию работы пришкольных лагерей и трудовых бригад. А большую часть израсходуют на приобретение путевок в здравницы Черноморского побережья Кавказа. Кроме того, 180 юных жителей города бесплатно отдохнут в лагерях юга Тюменской области благодаря областной целевой программе "Сотрудничество".
Кстати, особое внимание на Ямале уделяют летнему отдыху детей коренных малочисленных народов Севера. Только в этом году за пределами автономного округа поправляли свое здоровье свыше шести тысяч таких ребятишек.
Впрочем, по словам медиков, трудно утверждать, что выезд, например, к Черному морю, в иную климатическую зону, благоприятен для тех же юных ненцев. К сожалению, пока никто не позаботился исследовать, как такой отдых отражается на здоровье аборигенов.
Между тем, считают специалисты, организация летнего отдыха, которую с незапамятных времен используют коренные жители, стоит внимания. Своеобразным курортом для детей и людей преклонного возраста у ненцев служит побережье Обской губы.
Летом в тундре не продохнуть от комаров и мошек. А здесь, у воды, всегда есть ветерок, который отгоняет этих кровососов. Несмотря на близкое соседство с Ледовитым океаном, вода в мелководных курьях и заливах успевает прогреться настолько, что детвора без ущерба для здоровья может купаться и загорать. А надо заметить, что северный загар не такой нежный, как черноморский. Он темнее и держится всю зиму.
- Отдых на побережье Обской губы нашим ребятишкам, несмотря на то, что у них есть полная возможность поехать по путевкам на юг, нравится больше, - говорит заместитель директора окружного департамента малых народов Севера, президент Союза оленеводов России Леонид Худи. - Я помню свое детство. Оно проходило здесь же. Мы бежали наперегонки к вернувшимся с промысла бударкам и помогали выгружать рыбу. Конечно, никто не заставлял нас надсаживаться под тяжестью ящиков с уловом. Зато с какой гордостью мы нанизывали на пальцы муксунов и несли в чумы к своим родителям, дедушкам и бабушкам. А потом помогали рыбакам разбирать сети. Таким образом мы как бы готовили себя к традиционному образу жизни.
Кстати, в Танапче, Ярцангах, Воркуте и во всех других стойбищах летом в основном живут пенсионеры, к которым приезжают на отдых внучата не только из сельской местности, но и из городов округа. И такую популярность "курорта" на Обской губе можно только приветствовать. Но не пора ли ему выходить из "дикого" состояния? До сих пор в стойбищах, которые на лето из года в год "садятся" на одних и тех же местах, нет электричества. Хотя буквально под боком находится поселок Кутопьюган. И чтобы от него пробросить электролинию, видимо, больших затрат не нужно. Наконец, почему бы в районе стойбищ не организовать торговлю? И не эпизодическую, как сейчас, по экстренным вызовам, а стационарную работу медиков.
Конечно, Надымскому району, где и так не хватает средств для благоустройства сельских глубинок, с такой задачей быстро самому не справиться. Но малая толика из тех средств, что ежегодно на Ямале тратится на поддержку коренных малочисленных народов Севера, вполне способна решить проблему.